— Как неожиданно увидеть в Рыбинском художественном музее автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей. Вы не знаете, Андрей Борисович, как он здесь оказался?
— Эту картину, написанную в 1921 году, Зинаида Евгеньевна пожертвовала Обществу помощи художникам. А правление организации подарило полотно Рыбинскому музею.
— Надо же, подарок Обществу помощи. Насколько я помню, Серебрякова после революции сама жила очень бедно.
— Не просто бедно, а впроголодь. Это было немыслимо трудное время для Зинаиды Евгеньевны. Родное имение разграбили и сожгли, любимый муж умер от тифа. На руках тридцатипятилетней художницы осталась пожилая мать и дети. Чтобы прокормить семью, Зинаида писала картины сутки напролёт. И на автопортрете мы видим её с кистями в руках. Но картины продавались плохо, жить было не на что.
— Какая тяжкая ноша досталась этой хрупкой женщине! И ей хватило сил не погрузиться в отчаяние, окружить детей теплом.
— Да, это видно и по автопортрету — художница держит кисти и одновременно обнимает дочку. А вторая дочь обвила маму руками за шею.
— Зинаида здесь сама как ребёнок — открытая, беззащитная. И столько любви, столько нежности в переплетении рук девочек, в их взглядах. И ведь дальше судьба Серебряковых сложилась непросто?
— Непросто. В 1924 году дядя Зинаиды Евгеньевны, художник Александр Бенуа, нашел для неё в Париже заказ на изготовление большого панно. Серебрякова отправилась во Францию, рассчитывая заработать и вернуться. Но появлялись новые заказы. Художница бралась за любой, чтобы побольше денег отправить на родину своим близким. И так проходил год за годом.
— Вы говорите, Зинаида отправляла деньги близким? То есть, её дочки остались в России?
— Дочки жили с бабушкой в Петербурге. Спустя четыре года удалось переправить во Францию младшую, Катю. Вот она на картине — светленькая, у мамы под крылышком. В 1928 году четырнадцатилетняя девочка в одиночку преодолела путь в Париж с пересадкой в Берлине.
— Такие перемены в подростковом возрасте — из советской России переехать в столицу искусств. И к маме! Наверное, Катя наконец вздохнула свободно.
— Всё было не так просто. В Петербурге, то есть, уже в Ленинграде, о детях заботилась бабушка. Она не работала и всю себя посвятила внукам. А в Париже в маленькой тесной квартирке Зинаиды Евгеньевны царил неуют. Художница много работала, часто болела, практически не готовила. И Катя взяла весь быт на себя. В заботах о маме она провела всю жизнь и так и не вышла замуж.
— А старшая дочь Зинаиды, Тата — что стало с ней?
— Она так и жила на родине. Окончила хореографическое училище, затем Ленинградский институт живописи. Вышла замуж, родила сына. Работала художником сцены во МХАТе. С мамой Татьяна встретилась только через тридцать шесть лет после расставания. Ей разрешили выехать в Париж в 1960 году во время хрущевской оттепели.
— Как вы думаете, Андрей Борисович, девочки обижались на маму? Тата — за горечь многолетней разлуки, Катя — за неустроенную жизнь на чужбине?
— Ни в одном источнике я не встречал даже намёка на это. Ведь и самой художнице жилось несладко. Душа её болела за старенькую маму и за детей, стремление заработать для них побольше оборачивалось хронической усталостью. Катя с Татой это прекрасно понимали, они относились к маме с состраданием. И любовь, запечатлённая на автопортрете Зинаиды Серебряковой с дочерьми, с годами стала только глубже.
«Автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер