Литургия с архиереем в красках Ивана Бельского - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Литургия с архиереем в красках Ивана Бельского

Поделиться Поделиться

Художник Иван Бельский был человеком верующим и немало потрудился для Церкви. В своей картине «Архиерей во время служения литургии» живописец передал образ евангельского доброго пастыря, взор которого устремлен к Богу.


«Архиерей во время служения литургии» Иван Бельский, 1767 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Всё, Андрей Борисович, с домашними делами покончено, я целиком и полностью в вашем распоряжении. Вы собирались что-то мне рассказать?

— Да, Маргарита Константиновна, хотел поделиться. Представляете, какая интересная вещь — я искал в интернете сведения о картине Ивана Бельского «Архиерей во время служения литургии». И вдруг поисковик выдаёт мне информацию о епископе Илларионе Бельском, который прошёл сталинские лагеря и был расстрелян в 1937 году. Оказывается, до принятия монашеского пострига святитель Илларион был полным тёзкой художника. В миру его звали, как и живописца восемнадцатого века, Иван Иванович Бельский! Как вы думаете, между ними есть родство или это просто совпадение?

— Трудно сказать. Известно, что живописец Иван Бельский родился в семье мастера лаковой миниатюры. Художниками были также два брата Ивана Ивановича и сын. В каком направлении дальше развивались ветви этого династического древа, я точно не знаю. Но вполне допускаю мысль, что среди потомков художника были священнослужители — Иван Бельский верил в Бога и немало потрудился для Церкви. Писал иконы для собора Александро-Невской лавры, расписывал церкви в Большом Петергофском дворце.

— Да и картина Бельского «Архиерей во время служения литургии» выполнена с сердечным чувством. Написать её мог только человек искренне и глубоко верующий. Может быть, он и не предок священномученика Иллариона (Бельского) по крови, но духовное родство между ними точно есть.

— У меня, кстати, есть литография картины «Архиерей во время служения литургии». Вот она, взгляните!

— Замечательная работа! Архиерей в богослужебном облачении благословляет молящихся. Он весь устремлён к Горнему миру, к Богу. И сослужащие архиерею священники испытывают благоговение перед его дерзновенной молитвой — это читается в их восхищённых взглядах. Интересно, кто из архипастырей был прототипом героя картины?

— Точного ответа на этот вопрос художник не оставил. Но мы можем предположить, кого он изобразил, ориентируясь на дату создания полотна. Картина написана в 1770 году.

— Святых архиереев в восемнадцатом веке было немало. Сразу вспоминается святитель Иоасаф Белгородский — аскет и подвижник. Скромно жил, скудно питался, избегал увеселений. Объезжая свою епархию, предпочитал останавливаться в домах малоимущих крестьян и помогал им деньгами. Защищал бедняков от несправедливого отношения помещиков. А в молодых священнослужителях взращивал благоговейное отношение к богослужению — в первую очередь, своим примером. Он так вдохновенно служил, что люди плакали.

— Да, слава о святителе Иоасафе распространилась на всю Россию ещё при его жизни. И Иван Бельский вполне мог посвятить ему картину. Как, впрочем, и каждому из сибирских апостолов, епископам Иннокентию и Софронию Иркутским. Просвещение северных языческих народов в восемнадцатом веке происходило во многом благодаря их личным качествам — боголюбию, самоотверженности, милосердию.

— Милостивым был и архиепископ Гавриил, управлявший Санкт-Петербургской епархией при жизни Ивана Бельского. В архивных документах сохранилось немало свидетельств о том, как щедро он помогал нищим и заключённым в тюрьмах. Церковный историк двадцатого века протоиерей Георгий Флоровский характеризовал его как молитвенника и строгого постника. Так что владыка Гавриил — тоже вполне вероятный прототип картины Ивана Бельского «Архиерей во время служения литургии».

— А мне вот что подумалось, Андрей Борисович! Может быть, прототип здесь и не важен. Ведь в образ архиерея, пламенно совершающего богослужение, вполне укладывается и личность тезки Ивана Бельского — святителя Иллариона, новомученика двадцатого века. Сама его жизнь стала свечой, горящей во славу Божию. Художник в своей картине показал нам евангельского доброго пастыря. Такие архиереи были, есть и будут во все века.

— Картина вне времени. Интересно, а где она хранится?

— У нас в Третьяковской галерее. И мы с вами непременно отправимся туда, чтобы её увидеть.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем