— Как же я люблю этот пейзаж Валентина Серова, Андрей Борисович! Только ради него стоило побывать здесь, в Ивановском областном художественном музее.
— Вы про картину «Осень. Домотканово», Маргарита Константиновна?
— Конечно же! Вроде бы, ничего особенного — осень, бледное небо, тропинка ведёт через поле в смешанный лес, одинокая женская фигурка. Но сколько в этом чувства! Невольно вспоминаешь тютчевские строки: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера».
— Да, да, помню, там ещё в конце: «И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле». Работа Серова и впрямь может служить иллюстрацией этих проникновенных стихов. Картина дышит отдохновением, покоем. Такой эффект создает, вероятно, цвет пожухлой травы на картине — насыщенная, глубокая охра. Как будто поле за лето насытилось солнцем, и теперь светится, утешая взгляд.
— Какой меткий образ вы подобрали, Андрей Борисович! Поле и впрямь, словно напоённое солнцем. Уму непостижимо, как художнику удалось цветом передать умиротворение, тихую радость.
— Наверное, всё дело в том, что Валентин Серов очень любил Домотканово.
— К стыду своему, не помню, где это. Кажется, под Тверью?
— Да, если ехать из Москвы, то сразу за национальным парком Завидово. Сейчас это село Красная Новь. Там до сих пор сохранилась старинная барская усадьба.
— А кому она принадлежала?
— Поместье известно с шестнадцатого века, и с тех пор им владели представители таких известных дворянских фамилий, как Ржевские, Головины, Озеровы, Давыдовы, Постниковы.
— Название у усадьбы интересное — Домотканово!
— Да, причем за ним стоит история! При крепостном праве имение приносило доход — крестьяне окрестных деревень выращивали лён и ткали пряжу.
— А что в поместье происходило в те годы, когда туда приезжал Серов?
— В 1886 усадьбу приобрёл Владимир фон Дервиз — потомственный дворянин, по образованию юрист, а по складу души — художник. При нём Домотканово стало центром встреч творческой интеллигенции. Здесь устраивали театральные постановки, концерты, карнавалы. Гостями имения были композиторы, писатели, художники.
— В их числе и Валентин Серов?
— Серов был не просто гостем, а близким другом и родственником хозяев. Владимир фон Дервиз женился на двоюродной сестре художника, Надежде Симонович. Валентин Серов ценил тёплый прием, приятное общество и очарование самой усадьбы и её окрестностей.
— Можно понять! Судя по картине, перед которой мы стоим, там очень красиво.
— Ещё как! Разноцветье полей и лугов на высоких холмах, таинственные хвойные леса. В парке — живописный каскад из восьми прудов. Валентин Серов создал в Домотканово тридцать картин и большое количество рисунков. В том числе и это полотно — оно написано в 1892 году. Художник говорил, что в усадьбе Головинка отразился Рай.
— Отблеск Рая ложится на всё, к чему мы относимся с любовью. И мне кажется, Валентин Серов смог запечатлеть его на своём полотне «Осень. Домотканово».
«Картину Валентина Серова „Осень. Домотканово“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.