
— Хозяюшки, есть здесь кто-нибудь? Девочки?
— Здравствуйте! Простите, я одна сегодня в магазине, в подсобке новую партию товара разбирала. Вы что-то хотели купить?
— Да, мне, пожалуйста, набор акварельной бумаги. Но... вы, кажется, плакали? Могу я вам чем-то помочь?
— Заметно, да? Я и умылась, и припудрилась. Но слезы текут и текут. А помочь мне невозможно. У меня племянница тяжело больна, и врачи вчера сказали, что прогноз неблагоприятный. А ей всего двенадцать лет. Кто тут поможет?
— Очень вам сочувствую. Только... не теряйте надежды! Как сказано в молитве, «там, где хочет Бог, побеждается чин естества».
— Это слова. А в действительности случалось ли что-то подобное?
— В Евангелии немало примеров чудесных исцелений безнадежно больных. И даже возвращения к жизни уже умерших! Кстати, прямо у вас за спиной запечатлён один из таких случаев.
— Как это? Где?
— А вот же, смотрите, на витрине — репродукция работы Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира».
— Надо же, а я внимания не обращала. Тревожная картина! Светильник с тремя свечами ярко горит в полутьме комнаты. Девочка с распущенными волосами лежит на высоком ложе, устеленном белыми покрывалами. Лицо её очень бледное, глаза закрыты. Это она — дочь Иаира?
— Да. По рассказу евангелистов, отец девочки был начальником синагоги, то есть иудейским учителем. Вот он на картине — на заднем плане, в белом головном уборе. Этот человек с сомнением относился ко Христу, который в то время проповедовал в Иудее. Но когда у Иаира дочь оказалась на пороге смерти, сердце подсказало ему, что помощи нужно искать у Иисуса. И Спаситель откликнулся.
— Но, судя по названию картины, Христос пришёл, когда девочка уже умерла?
— Да. В своей работе Илья Репин остановил мгновение за несколько секунд до чуда. Иисус касается охладевшей руки и взывает к умершей: «Девица, встань!». И зритель невольно замирает, вглядываясь в изображение — произойдет ли невероятное? Мы остаёмся в напряжении, хотя из Евангелия знаем, что девочка воскресла.
— Мне кажется, напряжение создаёт контраст. С одной стороны, мы видим белеющее в полутьме смертное ложе, растерянное лицо отца умершей. А с другой — фигуру Христа, от которой веет надежностью и силой. Илья Репин достоверно передал состояние, когда в дом пришло горе, но сердце не хочет терять надежду. Он, наверное, в зрелом возрасте создал эту картину?
— Напротив! Полотно «Воскрешение дочери Иаира» Репин написал в 1871 году, как выпускник Академии художеств. Ему было на тот момент двадцать семь лет. Тему дипломной работы определили преподаватели, и поначалу она вызвала у художника немалые затруднения. Он несколько месяцев искал варианты подачи евангельского сюжета, но ни один ему не нравился. Илья Ефимович переставлял фигуры на холсте, пробовал цвета. Он готов был всё бросить и отказаться от диплома. И буквально за считанные дни до экзамена вдруг нашел нужное решение.
— Вдохновение?
— Пожалуй! Технически работа не закончена — в нескольких местах холст остался вовсе не закрашен. Но аттестационная комиссия Академии художеств дала за нее Илье Репину большую золотую медаль и звание художника первой степени.
— И справедливо! Что значат технические несовершенства, если картина «Воскрешение дочери Иаира» имеет драгоценное свойство — она может напомнить о Христе тому, кто почти отчаялся в горе. А где находится подлинник, вы не знаете?
— В Санкт-Петербурге, в Русском музее.
— Обязательно там побываю, чтобы своими глазами увидеть шедевр Ильи Ефимовича Репина.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов