— Хозяюшки, есть здесь кто-нибудь? Девочки?
— Здравствуйте! Простите, я одна сегодня в магазине, в подсобке новую партию товара разбирала. Вы что-то хотели купить?
— Да, мне, пожалуйста, набор акварельной бумаги. Но... вы, кажется, плакали? Могу я вам чем-то помочь?
— Заметно, да? Я и умылась, и припудрилась. Но слезы текут и текут. А помочь мне невозможно. У меня племянница тяжело больна, и врачи вчера сказали, что прогноз неблагоприятный. А ей всего двенадцать лет. Кто тут поможет?
— Очень вам сочувствую. Только... не теряйте надежды! Как сказано в молитве, «там, где хочет Бог, побеждается чин естества».
— Это слова. А в действительности случалось ли что-то подобное?
— В Евангелии немало примеров чудесных исцелений безнадежно больных. И даже возвращения к жизни уже умерших! Кстати, прямо у вас за спиной запечатлён один из таких случаев.
— Как это? Где?
— А вот же, смотрите, на витрине — репродукция работы Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира».
— Надо же, а я внимания не обращала. Тревожная картина! Светильник с тремя свечами ярко горит в полутьме комнаты. Девочка с распущенными волосами лежит на высоком ложе, устеленном белыми покрывалами. Лицо её очень бледное, глаза закрыты. Это она — дочь Иаира?
— Да. По рассказу евангелистов, отец девочки был начальником синагоги, то есть иудейским учителем. Вот он на картине — на заднем плане, в белом головном уборе. Этот человек с сомнением относился ко Христу, который в то время проповедовал в Иудее. Но когда у Иаира дочь оказалась на пороге смерти, сердце подсказало ему, что помощи нужно искать у Иисуса. И Спаситель откликнулся.
— Но, судя по названию картины, Христос пришёл, когда девочка уже умерла?
— Да. В своей работе Илья Репин остановил мгновение за несколько секунд до чуда. Иисус касается охладевшей руки и взывает к умершей: «Девица, встань!». И зритель невольно замирает, вглядываясь в изображение — произойдет ли невероятное? Мы остаёмся в напряжении, хотя из Евангелия знаем, что девочка воскресла.
— Мне кажется, напряжение создаёт контраст. С одной стороны, мы видим белеющее в полутьме смертное ложе, растерянное лицо отца умершей. А с другой — фигуру Христа, от которой веет надежностью и силой. Илья Репин достоверно передал состояние, когда в дом пришло горе, но сердце не хочет терять надежду. Он, наверное, в зрелом возрасте создал эту картину?
— Напротив! Полотно «Воскрешение дочери Иаира» Репин написал в 1871 году, как выпускник Академии художеств. Ему было на тот момент двадцать семь лет. Тему дипломной работы определили преподаватели, и поначалу она вызвала у художника немалые затруднения. Он несколько месяцев искал варианты подачи евангельского сюжета, но ни один ему не нравился. Илья Ефимович переставлял фигуры на холсте, пробовал цвета. Он готов был всё бросить и отказаться от диплома. И буквально за считанные дни до экзамена вдруг нашел нужное решение.
— Вдохновение?
— Пожалуй! Технически работа не закончена — в нескольких местах холст остался вовсе не закрашен. Но аттестационная комиссия Академии художеств дала за нее Илье Репину большую золотую медаль и звание художника первой степени.
— И справедливо! Что значат технические несовершенства, если картина «Воскрешение дочери Иаира» имеет драгоценное свойство — она может напомнить о Христе тому, кто почти отчаялся в горе. А где находится подлинник, вы не знаете?
— В Санкт-Петербурге, в Русском музее.
— Обязательно там побываю, чтобы своими глазами увидеть шедевр Ильи Ефимовича Репина.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема