Жил-был один редактор. Точнее, одна, потому что речь о женщине. Редактор с утра до вечера читала чужие тексты, что-то исправляла, что-то переделывала. И вот, в один прекрасный день она вдруг задумалась: а где же среди всего этого – ее индивидуальность, где - она сама? Ответом на вопрос стала попытка создать собственное произведение. Попытка оказалась удачной - и на свет появилась писательница Наталия Соколовская, у которой недавно вышла очередная книга под названием «Рисовать Бога».
Хочу сразу признаться: прочитав книгу от корки до корки, я, увы, так и не смогла уловить связи между ее названием и ее с содержанием. Но это, пожалуй, единственный минус. Потому что пишет Соколовская о вещах, к которым вряд ли кто-то сможет остаться равнодушным.
Сюжет повествования многослоен, причем, каждый новый слой открывается не сразу, а постепенно, один за другим, что создает дополнительную интригу. Поначалу, кажется, что мы читаем роман о жизни пожилой, но современной супружеской пары. Характеры, обстановка, детали – всё, вроде бы, говорит об этом. Но страница-другая – и вот, мы уже погружаемся в чтение дневника некоего поэта, бродим вместе с ним по парижским улочкам, заглядываем в маленькие шумные кафе… Читая Соколовскую, нужно быть готовым не только к неожиданной «смене декораций», но и к тому, что все здесь будет взаимосвязано. Поэт окажется жившим в 20-е годы родственником пожилой пары. Более того, его существование и судьба повлечет за собой цепочку обстоятельств, которые раз и навсегда изменят для этих стариков привычный ход вещей. И не просто изменит, а заставит вылезти из своей скорлупы, с годами ставшей настолько толстой, что они уже перестали ощущать и друг друга, и самих себя.
«Рисовать Бога» - это роман и о прошлом. О страшном прошлом, которое, тем не менее, не стоит забывать и сбрасывать со счетов. О том времени, когда ночной стук в дверь становился финалом чьей-то привычной жизни, и тысячи ни в чем не повинных людей по всей стране ежедневно приговаривались к высшей мере наказания. По доносу или просто потому, что кое-кому чем-то «не понравились»…
А еще в книге Наталии Соколовской «Рисовать Бога» живут не только персонажи, но и города. В первую очередь, это, конечно, Петербург, или советский Ленинград. Его улицы, дома, дворы - тоже действующие лица, играющие свою, далеко не последнюю роль.
Оживает в книге и само время. Более того, оно, пожалуй, и есть – главный герой романа. Время учит, что нельзя закрывать глаза на прошлое, потому что от этого зависит будущее и настоящее. А самое главное – нельзя пытаться поставить «на паузу» собственную жизнь, - потому что время не ждет.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница