
— Дядя Андрей, смотри — этюд «На Валааме» Архипа Куинджи. Как неожиданно увидеть северный пейзаж в Национальном музее Чечни. Интересно, как он сюда попал?
— Как попал? В 1961 году в Грозном создали музей изобразительных искусств. Основой его коллекции стали картины из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В числе прочих полотен в Чечню тогда привезли и эту зарисовку Куинджи.
— Скажи, похоже на то местечко на Валааме, где мы с тобой с палаткой стояли неподалёку от монастыря? Там так же утёс нависал над берегом, извилистая речка бежала неподалёку. И берёзка похожая росла. Я ещё хотел за это деревце трос от палатки закрепить. А ты не разрешил, побоялся, что ствол обломиться может, и велел мне колышек покрепче вбить.
— Да, да, помню, конечно! Намучились мы с тобой тогда. Земля каменистая, колышки не вбиваются. Да ещё и гроза надвигалась — действительно, совсем как у Куинджи на полотне. Здорово художник ухватил серебристый предгрозовой свет!
— Кажется, что он не только свет, но и температуру, и влажность воздуха смог передать. Смотрю на картину и буквально чувствую промозглость. Но почему-то так радостно от этого!
— Ты сейчас практически повторил слова Фёдора Михайловича Достоевского, которые писатель произнёс, когда увидел картину «На Валааме»: «Мгла, сырость вас будто пронизывает всего. А между тем как это хорошо!»
— Вот правда, почему на душе теплеет, когда смотришь на этюд? Загадка!
— Наверное, сердце всякого человека, побывавшего на Валааме, связано с островом незримыми ниточками, и Куинджи удалось их тронуть.
— А сам художник тоже любил Валаам?
— Очень. Куинджи впервые совершил паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Он был тогда студентом Императорской академии художеств. И сразу полюбил тихую уединённую обитель, глухие леса, её окружающие, и озеро. Даже в свадебное путешествие со своей супругой Верой Леонтьевной художник отправился не в Европу, как тогда было модно, а на скалистый северный остров.
— В свадебное путешествие в монастырь??
— Представь себе. Архип Иванович хотел разделить с женой то, чем особенно дорожил сам — молитвенную тишину Валаама. Это путешествие стало для супругов особенным, знаковым. Корабль, на котором плыли молодожёны, попал в шторм и потерпел крушение. Архип Иванович и Вера Леонтьевна чудом выбрались на берег — вот такой же скалистый, как на картине. И художник сказал жене: «Знаешь, Верочка, я думаю, что Господь не зря сохранил нам жизнь. Это явный знак: мы должны направить все силы на добрые дела».
— И как, получилось у Куинджи исполнить это намерение?
— Вполне. Супруги никогда не держали прислугу, питались скромно. Основной статьёй семейных расходов была покупка красок, холстов и содержание мастерской. А выручку от продажи картин Архип Иванович тратил на учеников. Талантливых отправлял совершенствовать мастерство за границу, больным оплачивал курортное лечение. Помогал всем, кто попал в беду.
— Надо же, как несчастный случай на Валааме повлиял на жизнь человека!
— Э, нет, дружочек. Несчастный случай может произойти с кем угодно, но не всякий сумеет извлечь из этого правильные выводы. Переоценить жизнь художнику помогло частое пребывание на Валааме, где он мог внутренне сосредоточиться, помолиться, пообщаться с мудрым настоятелем монастыря, игуменом Дамаскином. Отсвет того благодатного времени остался на полотнах Архипа Ивановича Куинджи. И на всей его биографии!
«Картину Архипа Куинджи „На Валааме“ можно увидеть в Национальном музее Чеченской республики».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM