— Дядя Андрей, смотри — этюд «На Валааме» Архипа Куинджи. Как неожиданно увидеть северный пейзаж в Национальном музее Чечни. Интересно, как он сюда попал?
— Как попал? В 1961 году в Грозном создали музей изобразительных искусств. Основой его коллекции стали картины из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В числе прочих полотен в Чечню тогда привезли и эту зарисовку Куинджи.
— Скажи, похоже на то местечко на Валааме, где мы с тобой с палаткой стояли неподалёку от монастыря? Там так же утёс нависал над берегом, извилистая речка бежала неподалёку. И берёзка похожая росла. Я ещё хотел за это деревце трос от палатки закрепить. А ты не разрешил, побоялся, что ствол обломиться может, и велел мне колышек покрепче вбить.
— Да, да, помню, конечно! Намучились мы с тобой тогда. Земля каменистая, колышки не вбиваются. Да ещё и гроза надвигалась — действительно, совсем как у Куинджи на полотне. Здорово художник ухватил серебристый предгрозовой свет!
— Кажется, что он не только свет, но и температуру, и влажность воздуха смог передать. Смотрю на картину и буквально чувствую промозглость. Но почему-то так радостно от этого!
— Ты сейчас практически повторил слова Фёдора Михайловича Достоевского, которые писатель произнёс, когда увидел картину «На Валааме»: «Мгла, сырость вас будто пронизывает всего. А между тем как это хорошо!»
— Вот правда, почему на душе теплеет, когда смотришь на этюд? Загадка!
— Наверное, сердце всякого человека, побывавшего на Валааме, связано с островом незримыми ниточками, и Куинджи удалось их тронуть.
— А сам художник тоже любил Валаам?
— Очень. Куинджи впервые совершил паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Он был тогда студентом Императорской академии художеств. И сразу полюбил тихую уединённую обитель, глухие леса, её окружающие, и озеро. Даже в свадебное путешествие со своей супругой Верой Леонтьевной художник отправился не в Европу, как тогда было модно, а на скалистый северный остров.
— В свадебное путешествие в монастырь??
— Представь себе. Архип Иванович хотел разделить с женой то, чем особенно дорожил сам — молитвенную тишину Валаама. Это путешествие стало для супругов особенным, знаковым. Корабль, на котором плыли молодожёны, попал в шторм и потерпел крушение. Архип Иванович и Вера Леонтьевна чудом выбрались на берег — вот такой же скалистый, как на картине. И художник сказал жене: «Знаешь, Верочка, я думаю, что Господь не зря сохранил нам жизнь. Это явный знак: мы должны направить все силы на добрые дела».
— И как, получилось у Куинджи исполнить это намерение?
— Вполне. Супруги никогда не держали прислугу, питались скромно. Основной статьёй семейных расходов была покупка красок, холстов и содержание мастерской. А выручку от продажи картин Архип Иванович тратил на учеников. Талантливых отправлял совершенствовать мастерство за границу, больным оплачивал курортное лечение. Помогал всем, кто попал в беду.
— Надо же, как несчастный случай на Валааме повлиял на жизнь человека!
— Э, нет, дружочек. Несчастный случай может произойти с кем угодно, но не всякий сумеет извлечь из этого правильные выводы. Переоценить жизнь художнику помогло частое пребывание на Валааме, где он мог внутренне сосредоточиться, помолиться, пообщаться с мудрым настоятелем монастыря, игуменом Дамаскином. Отсвет того благодатного времени остался на полотнах Архипа Ивановича Куинджи. И на всей его биографии!
«Картину Архипа Куинджи „На Валааме“ можно увидеть в Национальном музее Чеченской республики».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.