2 Сол., 274 зач., I, 10 — II, 2.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение, пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций того, что принято называть христианским эсхатологизмом. Термин может показаться сложным, но за ним кроется довольно простая идея: христиане жили ожиданием пришествия Христа. Причем, в отличие от большинства из нас, они не просто верили в пришествие в отдаленном будущем, но ждали пришествия во время своей земной жизни. И, конечно, это накладывало отпечаток на весь их быт, на работу и отношения с самыми разными людьми. При этом сама мысль о том, что Христос вознёсся и сказал ожидать Своего пришествия может показаться странной. Для чего было уходить, если собираешься возвращаться? Более того, внимательный читатель Библии может спросить: «Разве первый раз Бог оставляет человека»? Уже в первых главах книги Бытия можно увидеть, что Бог постоянно дает место человеческой свободе... Он приглашает, а не навязывается. Адаму и Еве всё сказано, и наступает момент, когда Ева делает свой выбор. Она ошибается, но делает это свободно, и ценность этой свободы для Бога важнее последствий. Почему? Потому что Он знает, что спасет праматерь от греха, знает, что спустится за ней в саму преисподнюю... Но только в свободных отношениях может родиться та любовь, которую Он ценит и ради которой Он создавал людей. Он обращается к Ною... Аврааму... Моисею и через него ко всему Израильскому народу. Наконец, во Христе Бог приходит в мир. Он обращается к людям, умирает на кресте, воскресает и возносится... Он оставляет апостолов для того, чтобы они получили возможность действовать. При этом, поручая апостолам дело проповеди, Спаситель говорит им, что пребудет с ними во все дни до скончания веков... Если мы спросим, как Христос пребывает с учениками, если Он вознесся, мы услышим разные ответы. Кто-нибудь скажет, что Он пребывает с нами в Евхаристии, так как мы приобщаемся Его Телу и Крови. Кто-нибудь скажет о духовном присутствии Христа в собрании христиан, которые собраны во Имя Его, как Сам Он и обещал. И все эти ответы, конечно, будут правильными. Однако, возможен еще один: Он присутствует в самих верующих, когда они действуют так же, как Он, почему и называются не просто членами Церкви, но членами тела Христова. Именно поэтому апостол и говорит, что Господь придет «прославиться во святых Своих» и «явиться дивным во всех верующих в Него». Возносясь, Спаситель оставляет на земле не просто группу людей, которые верят в Него. Он оставляет тех, кто таинственно, но вполне реально связан с Ним, через кого Он Сам присутствует в мире. И это очень важно именно с практической стороны.
Мы привыкли ощущать себя верующими, а Христа Спасителем и Господом, но в сегодняшнем чтении апостол говорит о том, что наши отношения глубже. Апостол молится не только о том, чтобы Имя Христово прославилось в учениках, но чтобы они прославились во Христе. Говоря о втором пришествии, люди часто занимаются совершенно бесполезным делом: гадают и высчитывают его точную дату. Апостол же, напротив, призывает нас не бояться, ведь Христос всегда с нами, если мы сами стремимся живем так же, как Он в своей земной жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.