Говорят, однажды Сергей Есенин чуть было не подрался с Владимиром Маяковским. Якобы, поспорили о том, чьи стихи больше будут любить благодарные потомки. Спор тот завершился ничьей – повздоривших поэтов от греха подальше просто развели по разным углам. «Драка века» так и не состоялась, но вот парадокс! - даже не состоявшаяся, она обросла всякого рода домыслами, и со временем превратилась в этакую полуанекдотическую байку, каких вокруг имени Есенина, к сожалению, образовалось великое множество.
Филологи Олег Лекманов и Михаил Свердлов решили единым фронтом выступить против подобных «мифов и легенд» о жизни, пожалуй, одного из самых любимых наших поэтов. Вооружившись строгими фактами, они совместными усилиями написали книгу «Есенин. Биография», вышедшую в издательстве «Корпус», заявив ее как попытку беспристрастного взгляда на жизнь и творчество Сергея Александровича.
Как признавались авторы, главным принципом, которым они руководствовались при написании книги, была объективность. Им хотелось избежать обычных для большинства есенинских жизнеописаний пафоса и восхвалений, но вовсе не потому, что они Есенина не любят, а совсем даже наоборот. Именно на почве любви к поэту оба литературоведа с довольно разными взглядами на героя, сошлись в одном и том же: читатель имеет право на альтернативу. Имеет право видеть Есенина не только «златокудрым Лелем», завсегдатаем московских кабаков и, наконец, истеричным самоубийцей, или, как вариант – тайно и зверски убиенным. К огромному сожалению, констатируют Лекманов и Свердлов, почти все ранее вышедшие (в том числе и современные) биографии Есенина предлагают читателю довольствоваться именно этими, весьма неразнообразными, «амплуа».
Проделав поистине грандиозную архивную работу, авторы книги «Есенин. Биография» сходу категорично заявляют: поэт пришел в большую литературу вовсе не «от сохи», как многим хотелось бы. Не было никакого «наивного сельского пастушка» в сермяжной рубахе. А точнее, если и был, так все это – лишь маскарад, «сценический образ». Перед тем, как совершить прорыв и, что называется, «поставить на уши» петроградский бомонд, молодой поэт без малого пять лет прожил в Москве, читал Толстого и САвинкова, был близок к социалистическим кругам, а кроме этого – был женат гражданским браком и имел от этого брака ребенка. Наивный сельский парень, ничего не скажешь!
Кстати, много претензий у авторов и к неотделимому уже от Есенина мифу о его донжуанстве. На поверку оказалось, что многие барышни, не входящие в известный и давно уже четко очерченный круг «женщин Есенина» - Зинаиды Райх, Галины Бениславской, Айседоры Дункан и Софьи Толстой - частенько сами, причем на пустом месте, распространяли слухи о своих якобы связях с синеглазым красавцем поэтом, набивая, если уместно так выразиться, себе цену. А потом с их слов писались воспоминания, кочующие в качестве источников из биографии в биографию…
Так что книга Олега Лекманова и Михаила Свердлова «Есенин. Биография» - не просто увлекательно написанная биография поэта, о котором, в общем-то, всегда почитать интересно. Это еще и своего рода трагедия с элементами детектива. Трагедия – потому что судьбу Есенина все же сложно назвать комедией, учитывая те обстоятельства и условия, в которых поэту довелось жить и творить. А детективная – потому что уж очень ловко авторы развенчивают десятилетиями устоявшиеся стереотипы, преподнося читателю иногда совсем неожиданный результат.
…Ну, а то, что Есенин дрался с Маяковским – это все-таки чистой воды выдумка. На самом деле, при здоровом творческом соперничестве, поэты относились друг к другу с глубоким уважением. И вроде бы, совершенно незачем было распространять про них подобные анекдоты. А может быть, все-таки не зря говорится: сказка - ложь, да в ней намек?..
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема