В 313 году Константин Великий провозгласил в Римской империи свободу вероисповедания. Это означало, что христиан больше не будут принуждать к поклонению языческим богам и преследовать за веру. Малая Армения в то время все еще оставалась под властью идолопоклонника Лициния. И здесь гонения на верующих во Христа приобрели особую жестокость.
В столице Малой Армении, городе Севастии, в то время правил наместник Лициния по имени Агриколай. Он охотно включился в преследование христиан, изобретая всё новые изощренные пытки. Агриколай отправил звероловов в леса, окружающие Севастию, чтобы те отловили как можно больше диких зверей для травли мучеников. В поисках дичи группа охотников поднималась на гору Аргеос, поросшую густыми дебрями. Уже смеркалось, ловцы устали и приуныли.
— А звери-то, оказывается, не так глупы! Прежде, бывало, поставишь силок затемно — и солнце взойти не успеет, а уж волк в ловушке скалит зубы. Да и медведя в яму заманить мне ничего не стоило. А нынче? Второй день бредем впустую. Не иначе, они друг другу передают об Агриколаевых затеях — ишь, попрятались!
— Вот ведь как обернулось — не только на христиан, но и на лесных обитателей император воздвиг гонения! Они и плодиться-то не успевают, так мы их гребём нещадно. Всех повыведем, без работы останемся!
— Верно говоришь! ...Постой-ка! Что за огонёк мелькнул за деревьями?
— Эге! Пещерка, а в ней светильник мерцает. Не иначе, отшельник скрывается от преследований. Братец ты мой, а вокруг-то, вокруг — вот диво! — зверья видимо-невидимо! Медведица с медвежонком, стая волков. Птиц столько, что веткам тяжело их держать!
— Вот бы нам с тобой хоть одну зверюгу изловить! Раз они такие мирные, глупо не воспользоваться. Доставай сеть!
Но когда звероловы приблизились к пещере, разношёрстная стая с угрожающим рыком обратилась в их сторону, и трудно было представить, что минуту назад эти звери выглядели ручными. Не разбирая дороги, ловцы бросились наутёк, успев, однако, услышать, как вышедший из пещеры человек промолвил добродушно: «Что здесь за переполох?».
Это был Севастийский епископ Власий. Он поселился в пещере на горе Аргеос, когда Лициний воздвиг гонения. Иногда святителя навещали духовные чада, скрывавшиеся от властей в окрестных ущельях. Но самыми удивительными гостями епископа были дикие звери. Первым у его пещеры появился матёрый волк — он тяжело волочил раненую лапу. Обескровленный зверь лег у ног Власия и заскулил, словно жаловался на людей, причинявших лесным жителям столько страданий. Святитель перевязал гостю рану и разделил с ним свой скудный ужин — лепешку из толчёной травы. Тот съел и лизнул человеку руку. Когда же епископ совершал, по своему обыкновению, ночное молитвенное поминовение живых и усопших, он попросил у Бога и о волке: «Господи, Создатель наш, милующий всякую тварь! Исцели дикого зверя, от человеческой жестокости пострадавшего!». Наутро волк стоял у пещеры, весело виляя хвостом, как домашняя собака. Лапа его была здорова.
После этого случая мохнатые, хвостатые, пернатые обитатели горы Аргеос все чаще стали приходить к епископу. Они искали исцеления или ждали угощения, но чаще всего просто стремились побыть рядом с молитвенником. Святитель пребывал в Духе Святом, и звери радостно подчинялись ему, чувствуя присутствие Бога. У его пещеры среди животных воцарялся мир, какой был в Эдемском саду до грехопадения Адама.
Звероловы, вернувшись в Севастию, донесли Агриколаю, что видели отшельника. Наместник приказал доставить Власия во дворец. Сначала льстивыми речами, а затем угрозами он склонял святителя принести жертву языческим богам. Епископ остался непреклонен, исповедуя Богом и Спасителем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал казнить святого. Тело священномученика Власия было обезглавлено, а душа его устремилась в Небесное Царство. Туда, где, по слову пророка Исайи, волк возлежит рядом с ягненком, корова пасётся вместе с медведицей, ребенок играет со змеёй, и никто никому не причиняет вреда, потому что все исполнены радости о Боге.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».