В 313 году Константин Великий провозгласил в Римской империи свободу вероисповедания. Это означало, что христиан больше не будут принуждать к поклонению языческим богам и преследовать за веру. Малая Армения в то время все еще оставалась под властью идолопоклонника Лициния. И здесь гонения на верующих во Христа приобрели особую жестокость.
В столице Малой Армении, городе Севастии, в то время правил наместник Лициния по имени Агриколай. Он охотно включился в преследование христиан, изобретая всё новые изощренные пытки. Агриколай отправил звероловов в леса, окружающие Севастию, чтобы те отловили как можно больше диких зверей для травли мучеников. В поисках дичи группа охотников поднималась на гору Аргеос, поросшую густыми дебрями. Уже смеркалось, ловцы устали и приуныли.
— А звери-то, оказывается, не так глупы! Прежде, бывало, поставишь силок затемно — и солнце взойти не успеет, а уж волк в ловушке скалит зубы. Да и медведя в яму заманить мне ничего не стоило. А нынче? Второй день бредем впустую. Не иначе, они друг другу передают об Агриколаевых затеях — ишь, попрятались!
— Вот ведь как обернулось — не только на христиан, но и на лесных обитателей император воздвиг гонения! Они и плодиться-то не успевают, так мы их гребём нещадно. Всех повыведем, без работы останемся!
— Верно говоришь! ...Постой-ка! Что за огонёк мелькнул за деревьями?
— Эге! Пещерка, а в ней светильник мерцает. Не иначе, отшельник скрывается от преследований. Братец ты мой, а вокруг-то, вокруг — вот диво! — зверья видимо-невидимо! Медведица с медвежонком, стая волков. Птиц столько, что веткам тяжело их держать!
— Вот бы нам с тобой хоть одну зверюгу изловить! Раз они такие мирные, глупо не воспользоваться. Доставай сеть!
Но когда звероловы приблизились к пещере, разношёрстная стая с угрожающим рыком обратилась в их сторону, и трудно было представить, что минуту назад эти звери выглядели ручными. Не разбирая дороги, ловцы бросились наутёк, успев, однако, услышать, как вышедший из пещеры человек промолвил добродушно: «Что здесь за переполох?».
Это был Севастийский епископ Власий. Он поселился в пещере на горе Аргеос, когда Лициний воздвиг гонения. Иногда святителя навещали духовные чада, скрывавшиеся от властей в окрестных ущельях. Но самыми удивительными гостями епископа были дикие звери. Первым у его пещеры появился матёрый волк — он тяжело волочил раненую лапу. Обескровленный зверь лег у ног Власия и заскулил, словно жаловался на людей, причинявших лесным жителям столько страданий. Святитель перевязал гостю рану и разделил с ним свой скудный ужин — лепешку из толчёной травы. Тот съел и лизнул человеку руку. Когда же епископ совершал, по своему обыкновению, ночное молитвенное поминовение живых и усопших, он попросил у Бога и о волке: «Господи, Создатель наш, милующий всякую тварь! Исцели дикого зверя, от человеческой жестокости пострадавшего!». Наутро волк стоял у пещеры, весело виляя хвостом, как домашняя собака. Лапа его была здорова.
После этого случая мохнатые, хвостатые, пернатые обитатели горы Аргеос все чаще стали приходить к епископу. Они искали исцеления или ждали угощения, но чаще всего просто стремились побыть рядом с молитвенником. Святитель пребывал в Духе Святом, и звери радостно подчинялись ему, чувствуя присутствие Бога. У его пещеры среди животных воцарялся мир, какой был в Эдемском саду до грехопадения Адама.
Звероловы, вернувшись в Севастию, донесли Агриколаю, что видели отшельника. Наместник приказал доставить Власия во дворец. Сначала льстивыми речами, а затем угрозами он склонял святителя принести жертву языческим богам. Епископ остался непреклонен, исповедуя Богом и Спасителем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал казнить святого. Тело священномученика Власия было обезглавлено, а душа его устремилась в Небесное Царство. Туда, где, по слову пророка Исайи, волк возлежит рядом с ягненком, корова пасётся вместе с медведицей, ребенок играет со змеёй, и никто никому не причиняет вреда, потому что все исполнены радости о Боге.
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема