
1 Сол., 264 зач., II, 1-8.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с воспоминаний апостола Павла о том, что у него были многочисленные противники и он нередко подвергался преследованию со стороны иудеев и римских властей. Так, он вспоминает что в городе Филиппы он был заключен в тюрьму, а также претерпел различные оскорбления.
В городе Фессалоники, христианам которого и предназначается это послание, у Павла также были недруги, в том числе и среди самих учеников Христа. Нашлись такие, кто шептался за его спиной о том, что он преступник, бежавший от правосудия, а потому не стоит его слушать. Клеветали, что проповедь Павла — заблуждение и сумасбродство. Упрекали в том, что его мотивы корыстны и он хочет ввести верующих в заблуждение, стремясь угодить не Богу, а людям. Будто Павел хочет нажиться на христианстве и сколотить состояние, будучи известным проповедником. Его интересует только личный престиж и совсем нет дела до простых людей.
В основном эти обвинения выдвигали иудеи, которые видели, что проповедь апостола имела огромный успех, или же иудействующие из числа христиан. Без сомнения это было связано с тем, что лейтмотивом учения Павла было учение о Евангельской свободе от иудейского закона. Человека спасает не щепетильное исполнение многочисленных обрядовых и ритуальных предписаний, а божественная благодать в ответ на покаяние и веру во Христа.
Поэтому мы и видим в этом отрывке самоапологию апостола. Он настаивает на том, что в его словах о Спасителе нет ни заблуждений, ни нечистых мотивов, ни лукавства. Его основная цель угодить не людям, а Богу. И никто не может его упрекнуть ни в заискивании перед слушателями, ни в корыстных побуждениях. Он никогда не важничал ни перед кем, хотя вполне мог это делать, как апостол Христов, то есть, человек, который занимал видное положение и пользовался огромным уважением и авторитетом в Церкви. Вместо этого он всегда вел себя тихо и скромно, всегда был предусмотрителен к людям и ласков как кормилица со своими детьми. Единственное, что им руководило — любовь к ближним и желание передать им не только слова Евангельского благовестия, но и саму свою душу.
Перед нами замечательный образ подлинной проповеди о Христе. Мало говорить ближним о Боге. Для того, чтобы наше слово имело силу, необходимо иметь в своем сердце любовь к тем, к кому мы обращаемся. Ту чуткую любовь, что делает нас готовыми положить собственную душу за други своя.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема