1 Сол., 264 зач., II, 1-8.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с воспоминаний апостола Павла о том, что у него были многочисленные противники и он нередко подвергался преследованию со стороны иудеев и римских властей. Так, он вспоминает что в городе Филиппы он был заключен в тюрьму, а также претерпел различные оскорбления.
В городе Фессалоники, христианам которого и предназначается это послание, у Павла также были недруги, в том числе и среди самих учеников Христа. Нашлись такие, кто шептался за его спиной о том, что он преступник, бежавший от правосудия, а потому не стоит его слушать. Клеветали, что проповедь Павла — заблуждение и сумасбродство. Упрекали в том, что его мотивы корыстны и он хочет ввести верующих в заблуждение, стремясь угодить не Богу, а людям. Будто Павел хочет нажиться на христианстве и сколотить состояние, будучи известным проповедником. Его интересует только личный престиж и совсем нет дела до простых людей.
В основном эти обвинения выдвигали иудеи, которые видели, что проповедь апостола имела огромный успех, или же иудействующие из числа христиан. Без сомнения это было связано с тем, что лейтмотивом учения Павла было учение о Евангельской свободе от иудейского закона. Человека спасает не щепетильное исполнение многочисленных обрядовых и ритуальных предписаний, а божественная благодать в ответ на покаяние и веру во Христа.
Поэтому мы и видим в этом отрывке самоапологию апостола. Он настаивает на том, что в его словах о Спасителе нет ни заблуждений, ни нечистых мотивов, ни лукавства. Его основная цель угодить не людям, а Богу. И никто не может его упрекнуть ни в заискивании перед слушателями, ни в корыстных побуждениях. Он никогда не важничал ни перед кем, хотя вполне мог это делать, как апостол Христов, то есть, человек, который занимал видное положение и пользовался огромным уважением и авторитетом в Церкви. Вместо этого он всегда вел себя тихо и скромно, всегда был предусмотрителен к людям и ласков как кормилица со своими детьми. Единственное, что им руководило — любовь к ближним и желание передать им не только слова Евангельского благовестия, но и саму свою душу.
Перед нами замечательный образ подлинной проповеди о Христе. Мало говорить ближним о Боге. Для того, чтобы наше слово имело силу, необходимо иметь в своем сердце любовь к тем, к кому мы обращаемся. Ту чуткую любовь, что делает нас готовыми положить собственную душу за други своя.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.