Выдающийся просветитель Карелии Дмитрий Васильевич Островский родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в старинном селе Ведлозеро Олонецкой губернии. Окончив Московскую духовную академию в тысяча восемьсот девяносто девятом, он вернулся на родную карельскую землю и посвятил всю свою жизнь проповеди Православия и научной работе.
Дмитрий Васильевич преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а также регулярно читал открытые лекции в качестве члена просветительского Александро-Свирского братства. В тысяча девятьсот третьем году он был рукоположен во священника и назначен на должность олонецкого епархиального миссионера.
Ещё с юных лет отца Дмитрия волновала проблема старообрядческого раскола в Православии. На олонецкой земле жило немало старообрядцев и различных сектантов. Задачей миссионера было, с одной стороны, оградить паству от их влияния, с другой стороны, помочь самим старообрядцам и сектантам преодолеть свои заблуждения относительно Православной Церкви.
Священник Островский постоянно ездил в приходы, на территории которых жили старообрядцы, и проводил с ними диспуты, собиравшие до трёхсот человек. Отец Дмитрий опровергал типичные аргументы своих оппонентов, которые критиковали реформы патриарха Никона и обвиняли Православную Церковь в ересях. При этом отец Дмитрий был очень доброжелателен к оппонентам. Он с юных лет изучал старообрядчество и сектантство, стремился понять его дух. «Отнести поголовно всех современных нам раскольников к ожесточённым изуверам, — писал священник, — неспособным внимать голосу пастырского увещания, не позволяют факты обращения к церкви бывших раскольников под влиянием проповеди пастырей и миссионеров». Ежегодно в епархии до восьмидесяти старообрядцев и сектантов присоединялись к Церкви.
Большое значение отец Дмитрий уделял улучшению просветительской работы на приходах, побуждал к этому настоятелей: ведь порой просветительская деятельность после кратковременных визитов миссионеров замирала. «Дай Бог, — писал он, — чтобы приходские пастыри глубже сознали своё великое миссионерское значение, и тогда можно надеяться, что тяжкий недуг раскола будет ослабевать».
Ещё одним важным направлением работы было просвещение карелов, особенно в условиях активной лютеранской проповеди, шедшей из Финляндии. Отец Дмитрий стал одним из создателей Карельского православного братства во имя святого Георгия Победоносца, начавшего работу в тысяча девятьсот седьмом году. Братство занималось изданием православной литературы на карельском языке и переводом на него Священного Писания, строительством храмов, школ и библиотек для карелов, благотворительностью. По свидетельству отца Дмитрия, который сам в совершенстве знал карельский язык, слышание Священного Писания на родном наречии производило неизгладимое впечатление на карелов, вплоть до слёз умиления. В карелах миссионер отмечал «детски православное сердце».
Отец Дмитрий также внёс выдающийся научный вклад в историю и этнографию. Большое значение имеют его труды о старообрядчестве и древностях карельской земли. Как заведующий хранилищем церковных древностей священник проделал колоссальную работу по поиску и сохранению памятников карельской старины. В тысяча девятьсот восемнадцатом году отец Дмитрий стал заведующим Олонецкого церковно-исторического музея.
Скончался выдающийся миссионер от тифа второго марта тысяча девятьсот двадцатого года в Петрозаводске.
Вся его жизнь отмечена самопожертвованием во благо родной карельской земли, или Олонии, как её ещё называли.
«Мы верим, — писал отец Дмитрий Островский, — что наша Олония таит в себе много творческих сил и талантов, они в своё время выйдут на работу во благо дорогого отечества и в частности на пользу родной Олонии — и все увидят, что она очень интересная страна, а вовсе не „Галилея языческая“».
История про мышку. Екатерина Гилева
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
А давай по-братски. Екатерина Гилева
Эта история может многим показаться очень знакомой, особенно если у Вас есть старшие брат или сестра...
Мне тогда было лет семь. Мама, вернувшись из командировки, разбирала сумку, выкладывала продукты, которые купила по пути домой. Последней она достала шоколадку в очень яркой обертке. Большущую шоколадку. Глаза мои засветились. Я уже находилась в предвкушении того, как она попадет ко мне сначала в руки, а потом и в рот. И, желательно, чтобы мне не пришлось ни с кем делиться этим лакомством... Но тут я услышала мамин глубокий вдох, она видимо догадалась, о чем я в тот момент мечтала, и тихо произнесла:
— Катя, это вам с братом на двоих, не жадничай и подели поровну.
Конечно же я от радости в припрыжку поскакала в нашу с братом комнату, чтобы поскорее разделить эту шоколадку... поровну...
Но старший брат, когда я пришла делить шоколад, прищурив правый глаз, он иногда так делал, когда хотел схитрить, предложил:
— А, давай, поделим эту шоколадку по-братски?
— По-братски это как? — уточнила я.
— Неужели ты не знаешь?! Всё очень просто! Так как я старший брат, мне полагается большая часть шоколадки, а ты — младшая, поэтому, тебе должна достаться меньшая часть.
Такой расклад мне не понравился. И я воспользовалась ссылкой на авторитетное решение мамы:
— Нет. Мама сказала поровну, значит будем делить поровну!
Поделив шоколадку, мы разошлись по разным комнатам...
С тех пор прошло уже много лет. Сейчас я с улыбкой воспоминаю тот случай, когда брат хотел схитрить. Но это мой любимый брат. Наверное, сейчас я бы с радостью отдала бы всю шоколадку ему целиком, чтобы увидеть довольное выражение лица дорогого мне человека.
Ведь только с годами я стала замечать, что, делясь радостью с другими, я имею прекрасную возможность наблюдать за тем, как она приумножается. А еще — удивительное наблюдение — когда ты отдаешь особенно последнее ради ближнего своего, то и тебя Господь не оставляет милостью. И посылает неожиданное утешение.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение