«Внешние обстоятельства цветаевской судьбы, однако, не располагали к излишней изнеженности. Рано лишившись матери, Иван Владимирович прошел через бедное детство и юность, через суровый бурсацкий правёж, через мутное мелководье постоянной нужды, прежде чем выбрался на большую воду – стал почетным профессором Болонского и заслуженным профессором Московского университетов. Но все эти испытания не огрубили его душу, а преисполнили состраданием и вместе с соприродной Цветаеву страстью к науке, к познанию, вместе с творческой самоотдачей выковали его дух. Он не обладал, пожалуй, ни одной из семи записных добродетелей образцового средневекового рыцаря…»
Это было авторское чтение из книги московского поэта и прозаика, историка и литературоведа Алексея Смирнова – «Иван Цветаев. История жизни». Недавно вышедшая из печати аккурат к столетию великого просветителя, создателя Музея изящных искусств на Волхонке, эта необыкновенная книга оказалась самой первой его биографией.
Будучи сугубо документальной, она прочиталась мною как художественная, да ведь и биограф – писатель, художник то есть. Иные страницы – личные перипетии, открытие музея и встречи с Государем, борения с препятствиями (внешними и внутренними) – я постигал, волнуясь так, словно бы главный герой был еще жив или по крайней мере покинул сей мир совсем недавно.
Все мои закладки – в последней, девятой главе, которая называется «Я совершил всё, что мог…». И почти вся она – о цветаевском рыцарстве, действительно, далеком от средневекового образца: ни верховой езды, ни фехтования, ни охоты или сочинений-декламаций для дамы сердца… Но самая суть этого понятия, десятилетиями была и непрерывно в нём возрастала – самоотверженность и благородство, мужественное заступничество и радение об общем деле.
Откуда такое берётся в человеке и чем это, так сказать оплачивается?
Вернемся к автору жизнеописания Ивана Цветаева, к Алексею Смирнову.
«Его славянская природа внесла свою нежность в западную суровость, привитую ему образованием, в свою очередь придавшую Ивану Владимировичу внутреннюю силу самодисциплиной, обязательностью, чрезвычайной работоспособностью, точностью этических оценок. Он был мягким в общении, в быту и твердым в принципах. Конечно, не только он создавал Музей, но и Музей создавал его: такое число препятствий пришлось превозмочь основателю, что дух его закалился в этом непрерывном преодолении. Дух закалился, а сердце надорвалось... Конечно, и его гениальная дочь своим отчеством, фамилией, сохраненной ею после замужества как литературный псевдоним, напоминала миру об отце. И если когда-то ее узнавали по нему, то потом его стали узнавать по ней. Между тем гениальность и рыцарство – разные воплощения духа, и одно не сводимо к другому»
Иван Цветаев не был профессиональным администратором, финансистом и архитектором. Он был, как пишет Смирнов, «зодчим человеческих отношений – архитектором невидимых душевных взаимосвязей, партнерств, симпатий, дружб». Как же хотелось бы мне, подобно ему, оглянувшись когда-нибудь на пройденный путь, смиренно и дерзновенно спросить самого себя: удалось ли то, к чему нас неустанно зовёт нас Господь – случилось ли воплотиться? И дать ответ.
Ему в этом однажды помогла поэзия, стихи Баратынского «На смерть Гёте».
«Один из учеников Цветаева вспоминал, что в 1913 году в совсем маленькой компании друзей “шепотком, немножко стесняясь”, Иван Владимирович стал читать это стихотворение вслух и в самом начале, когда дошел до строк:
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное! –
вдруг остановился и сказал: “А знаете, я сейчас переживаю это про самого себя. Я совершил все, что мог”».
…В конце этой баллады, размышляя о горнем, загробном мире, – приходящем на смену дольному, – поэт пророчит своему герою (и словно Ивану Цветаеву вослед за ним) так: «…к предвеченому легкой душой возлетит, и в небе земное его не смутит».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер