«Внешние обстоятельства цветаевской судьбы, однако, не располагали к излишней изнеженности. Рано лишившись матери, Иван Владимирович прошел через бедное детство и юность, через суровый бурсацкий правёж, через мутное мелководье постоянной нужды, прежде чем выбрался на большую воду – стал почетным профессором Болонского и заслуженным профессором Московского университетов. Но все эти испытания не огрубили его душу, а преисполнили состраданием и вместе с соприродной Цветаеву страстью к науке, к познанию, вместе с творческой самоотдачей выковали его дух. Он не обладал, пожалуй, ни одной из семи записных добродетелей образцового средневекового рыцаря…»
Это было авторское чтение из книги московского поэта и прозаика, историка и литературоведа Алексея Смирнова – «Иван Цветаев. История жизни». Недавно вышедшая из печати аккурат к столетию великого просветителя, создателя Музея изящных искусств на Волхонке, эта необыкновенная книга оказалась самой первой его биографией.
Будучи сугубо документальной, она прочиталась мною как художественная, да ведь и биограф – писатель, художник то есть. Иные страницы – личные перипетии, открытие музея и встречи с Государем, борения с препятствиями (внешними и внутренними) – я постигал, волнуясь так, словно бы главный герой был еще жив или по крайней мере покинул сей мир совсем недавно.
Все мои закладки – в последней, девятой главе, которая называется «Я совершил всё, что мог…». И почти вся она – о цветаевском рыцарстве, действительно, далеком от средневекового образца: ни верховой езды, ни фехтования, ни охоты или сочинений-декламаций для дамы сердца… Но самая суть этого понятия, десятилетиями была и непрерывно в нём возрастала – самоотверженность и благородство, мужественное заступничество и радение об общем деле.
Откуда такое берётся в человеке и чем это, так сказать оплачивается?
Вернемся к автору жизнеописания Ивана Цветаева, к Алексею Смирнову.
«Его славянская природа внесла свою нежность в западную суровость, привитую ему образованием, в свою очередь придавшую Ивану Владимировичу внутреннюю силу самодисциплиной, обязательностью, чрезвычайной работоспособностью, точностью этических оценок. Он был мягким в общении, в быту и твердым в принципах. Конечно, не только он создавал Музей, но и Музей создавал его: такое число препятствий пришлось превозмочь основателю, что дух его закалился в этом непрерывном преодолении. Дух закалился, а сердце надорвалось... Конечно, и его гениальная дочь своим отчеством, фамилией, сохраненной ею после замужества как литературный псевдоним, напоминала миру об отце. И если когда-то ее узнавали по нему, то потом его стали узнавать по ней. Между тем гениальность и рыцарство – разные воплощения духа, и одно не сводимо к другому»
Иван Цветаев не был профессиональным администратором, финансистом и архитектором. Он был, как пишет Смирнов, «зодчим человеческих отношений – архитектором невидимых душевных взаимосвязей, партнерств, симпатий, дружб». Как же хотелось бы мне, подобно ему, оглянувшись когда-нибудь на пройденный путь, смиренно и дерзновенно спросить самого себя: удалось ли то, к чему нас неустанно зовёт нас Господь – случилось ли воплотиться? И дать ответ.
Ему в этом однажды помогла поэзия, стихи Баратынского «На смерть Гёте».
«Один из учеников Цветаева вспоминал, что в 1913 году в совсем маленькой компании друзей “шепотком, немножко стесняясь”, Иван Владимирович стал читать это стихотворение вслух и в самом начале, когда дошел до строк:
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное! –
вдруг остановился и сказал: “А знаете, я сейчас переживаю это про самого себя. Я совершил все, что мог”».
…В конце этой баллады, размышляя о горнем, загробном мире, – приходящем на смену дольному, – поэт пророчит своему герою (и словно Ивану Цветаеву вослед за ним) так: «…к предвеченому легкой душой возлетит, и в небе земное его не смутит».
30 августа. О дерзновении слепых

В 20-й главе Евангелия от Матфея есть эпизод об исцелении Христом двух слепых.
О дерзновенной молитве евангельских слепцов — священник Алексий Дудин.
Как хорошо, когда у человека есть настойчивость и дерзновение в молитве. Господь нас напрямую призывает: «Просите, и дастся вам; стучите, и отворят вам». Эти слова, не зная их, но по духу чувствуя, исполняют евангельские слепцы. Они чувствуют, что Господь не сможет им отказать, если они будут взывать всем сердцем.
Они чувствуют, что если молиться Богу и молиться постоянно, то Господь услышит и исполнит твою молитву. Конечно, такая молитва встречает и сопротивление. Здесь этих евангельских слепцов окружающие заставляют замолчать. Они требуют, чтобы они не мешали слышать проповеди Христа.
Но Христос примером своим, примером их исцеления, показывает, что именно так нужно поступать. Именно так, без страха, без сомнения, без маловерия и малодушия, нужно просить у Бога и получать то заветное и спасительное, что необходимо для твоей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 августа. О силе в немощи

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».
О силе в немощи — священник Родион Петриков.
Апостол Павел бросает вызов: «Бог избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное». Но что это за «немощное»? Это, конечно же, не слабость как поражение, но это сознательное упование на Господа Иисуса Христа, когда наши человеческие силы истекают.
Это мама особого ребенка, которая каждое утро шепчет: «Господи, я не справляюсь без Тебя», — её усталость становится мостом для Божьей благодати. Это пожилой христианин, который, может быть, не может ходить в храм, но его молитва в кресле у окна освящает его дом и ближних.
Почему же Господь так любит слабое? Во-первых, для того чтобы сломать наш миф о самодостаточности: «Не мечом спасает Господь», — сказано в книге Царств. Давид с камнем побеждает Голиафа. Во-вторых, для того чтобы явить Свою славу. Слепорождённый в Евангелии: его немощь становится холстом, на котором Христос живописует Своё чудо. Наконец для того чтобы нас научить любви. Ведь когда мы принимаем помощь, мы дарим другим возможность служить Христу в нас.
Но если ты сильный человек, бизнесмен, спортсмен, учёный, то нужно иметь в виду, что ваша сила — это не помеха Богу до тех пор, пока вы помните слова Христа: «Без Меня не можете творити ничего». Или слова апостола Павла: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Нам сегодня необходимо превратить свою слабость в молитву. Давайте помолимся и скажем: «Господи, вот моя немощь, это место для Твоей силы».
Все выпуски программы Актуальная тема
30 августа. О подвиге Мученика Патрокла Трикассинского

Сегодня 30 августа. День памяти Мученика Патрокла Трикассинского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Мученик Патрокл жил в III веке при императоре Аврелиане. Известно, что он был родом из города Трикоссины, ныне Труа, и вёл благочестивую христианскую жизнь: любил молиться, читать священные писания, постился и благотворил бедным. Господь за это ниспослал ему дар чудотворения.
Император Аврелиан призвал к себе святого и повелел ему кланяться идолам, обещая за это почести и награды. Святой отказался от идолопоклонства со словами, что император сам нищ. «Как можешь ты называть меня, императора, нищим?» — спросил Аврелиан. Святой отвечал: «Ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища небесного, потому что не веруешь во Христа, и в будущей жизни не получишь райского блаженства. Поэтому ты нищ».
Аврелиан в ответ осудил его на усечение мечом. Воины повели его на берег реки, ныне Сены. Но внезапно глаза их помрачились, и святой Патрокл в это время перешёл реку по воде и стал молиться на горе другого берега. Придя в себя, одни воины изумились исчезновению мученика и прославили Бога, а другие сочли чудо за колдовство.
Одна язычница указала воинам, что святой Патрокл находится на другом берегу реки. Воины переправились и умертвили мученика. Его тело погребли ночью священники Евсевий и диакон Леверий.
Райское блаженство в вечности и сегодня для нас важнее и ценнее всех сокровищ на земле. И получаемая возможность стать жителями рая благодаря вере в Господа и Спасителя Христа. Очень важно вспоминать об этом, чтобы не обкрадывать себя, выбирая вместо этой веры и блаженства временную сладость земного греха.
Все выпуски программы Актуальная тема