— Ну, как тебе, Паша, Ивановский художественный музей?
— Здесь хорошо, дядя Андрей. Мне пейзажи Левитана очень понравились. Особенно вот этот — «Дорога».
— Одобряю твой выбор, племянник. Пейзаж неброский, но содержательный. У Исаака Левитана был особенный дар писать просто, глубоко и проникновенно. Художник не гнался за эффектными видами. На его картинах практически нет сочных, ярких красок. Но эти работы задевают сокровенные струны в душе.
— Правда. Вот смотрю на эту дорогу, которая жёлтой лентой изгибается среди полей, на тяжёлые облака над лесом, на пасущуюся лошадку — и столько чувств рождается. Детство вспоминается, когда я босыми ногами поднимал пыль на такой же вот просёлочной тропинке, бежал на озеро или в рощу. Столько в этом счастья!.. Наверное, и художник был счастлив, когда писал этот пейзаж?
— Трудно сказать. Картину «Дорога» Левитан создал в 1898 году. Для художника это было непростое время. С одной стороны, Исаак Ильич находился на пике творческого расцвета. Получил звание академика пейзажной живописи, начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Собирался создать «Дом пейзажей», где могли бы работать художники, у которых нет собственной мастерской. А с другой стороны, он уже был серьёзно болен.
— А чем художник болел?
— Врождённый порок сердца, прогрессирующий с годами, осложнился туберкулёзом. Левитану на момент написания картины «Дорога» исполнилось только тридцать восемь лет, но он очень плохо себя чувствовал — сердце постоянно болело, дышать было трудно. Жить художнику оставалось всего два года, и он, предчувствуя скорый конец, часто заговаривал с друзьями о смерти. Вот и суди, был ли он счастлив.
— А Левитан боялся смерти?
— Как любой человек. Но этот страх художник преодолевал в работе.
— Старался отвлечься?
— Нет, совсем нет. Левитан не отворачивался от мыслей о конечности земной жизни, много размышлял над тем, что ждёт человека за порогом смерти. И живопись была для него формой постижения тайн бытия. В сокровенной красоте окружающего мира Исаак Ильич чувствовал присутствие благого Создателя и стремился отразить это в своих полотнах.
— А ведь пейзаж «Дорога» — пожалуй, тоже заставляет задуматься о смысле бытия. Смотри, песчаная тропинка петляет по полю и уходит за горизонт — туда, куда мы не можем проникнуть своим взглядом.
— Конечно, ведь дорога — это древний символ земной жизни.
— И у Левитана этот путь не кажется пугающим.
— Верно заметил. Хотя тропа уходит в неизведанную даль, и сплошная гряда кучевых облаков на небе шепчет о грозе и чуть тревожит, но безмятежная лазурь проглядывает среди туч и отражается в маленьком озере. Небесное отзывается в земном и дарит надежду. В скромной палитре Левитановского пейзажа чуткий зритель улавливает гармонию, которой держится этот мир, чувствует дыхание Творца.
Картину Исаака Левитана «Дорога» можно увидеть в Ивановском областном художественном музее.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия