
— Ну, как тебе, Паша, Ивановский художественный музей?
— Здесь хорошо, дядя Андрей. Мне пейзажи Левитана очень понравились. Особенно вот этот — «Дорога».
— Одобряю твой выбор, племянник. Пейзаж неброский, но содержательный. У Исаака Левитана был особенный дар писать просто, глубоко и проникновенно. Художник не гнался за эффектными видами. На его картинах практически нет сочных, ярких красок. Но эти работы задевают сокровенные струны в душе.
— Правда. Вот смотрю на эту дорогу, которая жёлтой лентой изгибается среди полей, на тяжёлые облака над лесом, на пасущуюся лошадку — и столько чувств рождается. Детство вспоминается, когда я босыми ногами поднимал пыль на такой же вот просёлочной тропинке, бежал на озеро или в рощу. Столько в этом счастья!.. Наверное, и художник был счастлив, когда писал этот пейзаж?
— Трудно сказать. Картину «Дорога» Левитан создал в 1898 году. Для художника это было непростое время. С одной стороны, Исаак Ильич находился на пике творческого расцвета. Получил звание академика пейзажной живописи, начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Собирался создать «Дом пейзажей», где могли бы работать художники, у которых нет собственной мастерской. А с другой стороны, он уже был серьёзно болен.
— А чем художник болел?
— Врождённый порок сердца, прогрессирующий с годами, осложнился туберкулёзом. Левитану на момент написания картины «Дорога» исполнилось только тридцать восемь лет, но он очень плохо себя чувствовал — сердце постоянно болело, дышать было трудно. Жить художнику оставалось всего два года, и он, предчувствуя скорый конец, часто заговаривал с друзьями о смерти. Вот и суди, был ли он счастлив.
— А Левитан боялся смерти?
— Как любой человек. Но этот страх художник преодолевал в работе.
— Старался отвлечься?
— Нет, совсем нет. Левитан не отворачивался от мыслей о конечности земной жизни, много размышлял над тем, что ждёт человека за порогом смерти. И живопись была для него формой постижения тайн бытия. В сокровенной красоте окружающего мира Исаак Ильич чувствовал присутствие благого Создателя и стремился отразить это в своих полотнах.
— А ведь пейзаж «Дорога» — пожалуй, тоже заставляет задуматься о смысле бытия. Смотри, песчаная тропинка петляет по полю и уходит за горизонт — туда, куда мы не можем проникнуть своим взглядом.
— Конечно, ведь дорога — это древний символ земной жизни.
— И у Левитана этот путь не кажется пугающим.
— Верно заметил. Хотя тропа уходит в неизведанную даль, и сплошная гряда кучевых облаков на небе шепчет о грозе и чуть тревожит, но безмятежная лазурь проглядывает среди туч и отражается в маленьком озере. Небесное отзывается в земном и дарит надежду. В скромной палитре Левитановского пейзажа чуткий зритель улавливает гармонию, которой держится этот мир, чувствует дыхание Творца.
Картину Исаака Левитана «Дорога» можно увидеть в Ивановском областном художественном музее.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема