2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел упоминает некую скорбь, которая постигла его самого и его помощников в Асии, он пишет также, что они все «отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых». У толкователей и исследователей Нового Завета нет единого мнения относительно того, о чем именно здесь идет речь. Существует несколько предположений, ни одно из которых нельзя считать в полной мере достоверным. К примеру, есть версия, что это была какая-то серьезная болезнь. Кто-то предполагает, что речь идет о мятеже, который вызвал беспорядки, угрожавшие жизни апостола и его спутников. Есть так же версия, что апостолу государственным судом был вынесен смертный приговор, но по каким-то причинам он не был приведен в исполнение. Как бы то ни было, важен конечный результат: апостол и его помощники остались живы, о чем Павел счел необходимым сообщить в Коринф. Во-первых, в Коринфе были люди, которые беспокоились об апостоле, а во-вторых, там же были и те, кто обвинял апостола в нежелании прийти в Коринф, возможно, что упоминание смертельной опасности должно было выступить в качестве объяснения причины, которая побудила апостола задержаться со своим визитом. Но все это лишь предположения. Конечно, для этого отрывка таинственная история, случившаяся в Асии, — лишь начало рассуждений о более важных вещах.
Апостол Павел не боялся смерти, об этом он писал неоднократно, он боялся другого: того, что его кончина повредит делу христианского становления членов основанных им общин. Ничто другое его не держало на земле, никаких иных интересов и забот у него не было. Поэтому здесь же апостол пишет о своем отношении к тому, что произошло с ним в Асии: «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». Надежда апостола — Бог, Павел уже давно научился не полагаться на свои силы, он просто делал все, что от него зависело, но при этом успех своей деятельности он видел не в правильной последовательности своих действия, а в силе Божией.
Некоторые авторитетные толкователи отмечают, что о надежде не на самого себя, а на Бога апостол Павел здесь написал не потому, что для него такой образ мысли стал ясен лишь перед лицом смертельной опасности, а исключительно для пользы адресатов послания. Ведь Коринфяне, точно так же, как и абсолютное большинство наших современников, верили в возможность сделать что-то стоящее исключительно своими силами. У христиан Коринфа эта вера выражалась одним способом, у нас — иным. Современное проявление веры в себя всем нам прекрасно известно: сначала мы пытаемся что-то сделать сами, а потом, если у нас долго и упорно ничего не выходит, вспоминаем о Боге, но не все и далеко не всегда. Но апостол Павел научился во всем полагаться на Бога не сразу, процесс обучения занял какое-то время, в течение которого с апостолом случались самые разные напасти, которые он не мог побороть своими силами, но тем не менее неизбежно оказывался победителем благодаря Божиему заступлению. Апостол все эти случаи помнил, анализировал и постепенно он научился тому, о чем написал в этом отрывке.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







