Чем гениальнее писатель, тем больше в нем тайн. Наверное, как нельзя более эта формулировка подходит к творчеству Николая Васильевича Гоголя. У него даже школьное прозвище было – Таинственный карла, то есть карлик, потому что при своей специфической внешности роста юноша был небольшого. Эти и многие другие малоизвестные подробности биографии, пожалуй, самого загадочного в русской литературе писателя мы узнаём из книги исследователя Игоря Золотусского «Гоголь».
Книга вышла в легендарной серии «Жизнь замечательных людей» и дает возможность по-иному взглянуть на, казалось бы, знакомого всем нам со школьной скамьи классика.
В лучших традициях всех биографических повествований, автор начинает с родителей писателя. Но не ищите обычного в жизнеописании Гоголя! Уже само его рождение было словно предопределено свыше. Отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский увидел свою суженую… во сне. Матерь Божья показала ему на младенца и произнесла: это твоя жена. Очень скоро Василий Афанасьевич с трепетом узнал этого младенца в Машеньке, новорожденной дочери друзей семьи, которая через 14 лет и стала его супругой.
Гоголь-писатель унаследовал от своего отца эту чрезмерную впечатлительность. Именно ей, по мнению Золотусского, мы обязаны появлением как знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», с их южным сочным колоритом, так и мрачно фантастичных петербургских шедевров.
Биограф Гоголя, предлагая читателю интересный анализ его творчества, одновременно не обходит стороной частную жизнь и быт Гоголя-человека. К примеру, постоянно стесненный в средствах молодой писатель, оказывается, всё же любил красиво приодеться и нередко тратил последние деньги на костюм от лучшего столичного портного.
Игорь Золотусский в своей книге обращает внимание и на взаимоотношения Гоголя с женщинами. Это не только искренняя дружба с красавицей фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой-Россет. Биограф выстраивает цепочку фактов, развивая уже известное ранее предположение о сватовстве Гоголя к своей знакомой Анне Виельгорской. И приводит в этой связи редко прежде публиковавшуюся переписку писателя, которая, по мнению автора, должна подтвердить этот вывод.
И хотя заглянуть в такие вот «замочные скважины» личной жизни создателя «Мертвых душ» и «Ревизора» чрезвычайно любопытно, все же суть не в этом. Автор книги о Гоголе касается главной, духовной стороны жизни и творчества Николая Васильевича – веры в Бога, ценность которой он хотел донести и до своего читателя. Именно этому посвящены гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями», - произведение, до сих пор находящееся как бы в тени всего остального творчества писателя, не понятое и его современниками.
Тем не менее, оно, по убеждению автора биографии, проливает свет на последнюю тайну Гоголя – сожжение второго тома «Мертвых душ» и последовавшую вскоре за этим скоропостижную смерть.
Вообще, в этом жизнеописании Гоголя высказана редкая даже по сегодняшним временам мысль о том, что Гоголь - не только злой сатирик, каким нас приучили его видеть, но и писатель высочайшей духовности, к которой он стремился всю свою жизнь, поднимаясь выше и выше. И на смертном одре умирающий Гоголь просил принести ему лестницу –кто знает, какие ещё вершины открылись ему в это мгновение?
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.