Чем гениальнее писатель, тем больше в нем тайн. Наверное, как нельзя более эта формулировка подходит к творчеству Николая Васильевича Гоголя. У него даже школьное прозвище было – Таинственный карла, то есть карлик, потому что при своей специфической внешности роста юноша был небольшого. Эти и многие другие малоизвестные подробности биографии, пожалуй, самого загадочного в русской литературе писателя мы узнаём из книги исследователя Игоря Золотусского «Гоголь».
Книга вышла в легендарной серии «Жизнь замечательных людей» и дает возможность по-иному взглянуть на, казалось бы, знакомого всем нам со школьной скамьи классика.
В лучших традициях всех биографических повествований, автор начинает с родителей писателя. Но не ищите обычного в жизнеописании Гоголя! Уже само его рождение было словно предопределено свыше. Отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский увидел свою суженую… во сне. Матерь Божья показала ему на младенца и произнесла: это твоя жена. Очень скоро Василий Афанасьевич с трепетом узнал этого младенца в Машеньке, новорожденной дочери друзей семьи, которая через 14 лет и стала его супругой.
Гоголь-писатель унаследовал от своего отца эту чрезмерную впечатлительность. Именно ей, по мнению Золотусского, мы обязаны появлением как знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», с их южным сочным колоритом, так и мрачно фантастичных петербургских шедевров.
Биограф Гоголя, предлагая читателю интересный анализ его творчества, одновременно не обходит стороной частную жизнь и быт Гоголя-человека. К примеру, постоянно стесненный в средствах молодой писатель, оказывается, всё же любил красиво приодеться и нередко тратил последние деньги на костюм от лучшего столичного портного.
Игорь Золотусский в своей книге обращает внимание и на взаимоотношения Гоголя с женщинами. Это не только искренняя дружба с красавицей фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой-Россет. Биограф выстраивает цепочку фактов, развивая уже известное ранее предположение о сватовстве Гоголя к своей знакомой Анне Виельгорской. И приводит в этой связи редко прежде публиковавшуюся переписку писателя, которая, по мнению автора, должна подтвердить этот вывод.
И хотя заглянуть в такие вот «замочные скважины» личной жизни создателя «Мертвых душ» и «Ревизора» чрезвычайно любопытно, все же суть не в этом. Автор книги о Гоголе касается главной, духовной стороны жизни и творчества Николая Васильевича – веры в Бога, ценность которой он хотел донести и до своего читателя. Именно этому посвящены гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями», - произведение, до сих пор находящееся как бы в тени всего остального творчества писателя, не понятое и его современниками.
Тем не менее, оно, по убеждению автора биографии, проливает свет на последнюю тайну Гоголя – сожжение второго тома «Мертвых душ» и последовавшую вскоре за этим скоропостижную смерть.
Вообще, в этом жизнеописании Гоголя высказана редкая даже по сегодняшним временам мысль о том, что Гоголь - не только злой сатирик, каким нас приучили его видеть, но и писатель высочайшей духовности, к которой он стремился всю свою жизнь, поднимаясь выше и выше. И на смертном одре умирающий Гоголь просил принести ему лестницу –кто знает, какие ещё вершины открылись ему в это мгновение?
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема