
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви всегда были люди, которым очень интересны различного рода духовные переживания и особые откровения. Немало таких людей можно встретить и сегодня. Но традиция Церкви, берущая свое начало от апостолов, не предполагает подробного рассказа об особых духовных состояниях, если о них и идет речь, то очень скупо, так, что из этих описаний почти невозможно сделать выводы, обладающие абсолютной достоверностью.
Апостолу Павлу пришлось написать в Коринф об одном из своих высоких духовных состояниях. А сделал он это не по той причине, что ему хотелось рассказать всем об этом посещении от Бога, причина была совершенно иной, она заключалась в особенностях коринфских христиан, у которых были некоторые сомнения относительно апостола, и, кроме того, эти люди были очень падки на все необычное и сверхъестественное. В этом смысле они мало чем отличались от некоторых наших современников. Павел сделал то, что от него ждали, но сделал это иносказательно: он не написал, что речь идет о нем самом, а встроил в свое повествование рассказ о некоем другом человеке, хотя абсолютно для всех читателей с момента появления Послания к Коринфянам очевидно, что речь идет о самом апостоле. Это Павел, а не кто-то иной, был «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Апостол увидел рай, при этом он не знает, каким образом это произошло, апостол нечто услышал, но услышанное оказалось невозможно пересказать. Собственно, эта невозможность и есть причина, по которой традиция Церкви предпочитает молчание разговорам о высоких духовных переживаниях: о них попросту невозможно говорить, любые слова при передаче такого опыта оказываются неточными, а то и попросту лживыми. Опыт переживания особой близости Бога — это, пожалуй, самое интимное из всех возможных человеческих переживаний. О невозможности говорить о нем доступным нам языком известно еще со времен Ветхого Завета, для того, чтобы в этом убедиться, достаточно открыть книгу пророка Иезекииля и прочитать описание видения, которое было дано пророку Богом, оно находится в первой главе книги. Цитировать Иезекииля невозможно, как невозможно понять, о чем он пишет и как это соотнести с той реальностью, в которой мы все живем. Безусловно, апостол Павел прекрасно знал содержание книги пророка Иезекииля, а потому он и не пытался повторить попытку пророка, он ограничился лишь упоминанием самого факта восхищения в рай.
Такая осторожность — отличительная черта христианских подвижников, все они избегали попыток словесного описания своих духовных переживаний. Это не означает, что у них не было чего-то подобного, напротив, неописуемое общение с Богом лицом к лицу позволило им пронести веру через всю свою жизнь и передать ее нам так, как это сделал в отношении коринфских христиан апостол Павел.
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема