В июле две тысячи пятнадцатого года на здании Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) была открыта мемориальная доска в память о выдающемся православном просветителе Сибири — епископе Якутском и Вилюйском Иакове (Домском). Именно владыка Иаков основал в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году первую библиотеку в Якутске. «Книги, — писал он, — лучшие советники жизни, это сокровище мудрости, движущая сила».
Одной из главных заслуг преосвященного Иакова в Якутии как раз стало широкое распространение книжной культуры и школьного просвещения, причём в неразрывной связи с проповедью православной веры.
Епископ Иаков много лет преподавал в духовных семинариях Иркутска, Томска и Благовещенска, всюду оставив о себе память как о подвижнике, молитвеннике, талантливом учёном и педагоге. Возглавляя семинарию в Благовещенске, он многое сделал для пользы православных миссий в Японии и Китае. Труды архимандрита Иакова были отмечены орденами святой Анны и святого Владимира, а в тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году он был рукоположен во епископа Якутского и Вилюйского.
Владыка Иаков воспринимал своё служение как продолжение дела святых Кирилла и Мефодия. «Возвысив Россию просвещением, заимствованным у других народов, особенно у православных греков, — говорил епископ, — Господь поставил её светильником веры для прочих, преимущественно азиатских народов».
Чтобы лучше узнать свою паству, прежде всего якутов, преосвященный Иаков каждый год совершал длительные поездки по епархии, преодолев за пять лет около десяти тысяч километров. Подчас эти путешествия проходили в условиях сорокаградусного мороза. «Значительным препятствием служили, — писал якутский архиерей, — глубокие снега и метели». Во время объездов владыка порой видел весьма неприглядные картины: простой, даже нищенский быт местных жителей, антисанитарию, грубые нравы сосланных поселенцев, бедность приходов (в некоторых храмах даже не было стёкол в окнах).
«Я задумал помочь чем-либо этому народу, вымирающему целыми улусами от оспы и чахотки, — свидетельствовал епископ Иаков в своих очерках „Путешествие по Лене“. — Главною бедою простого народа я признал невежество». Владыку Иакова особенно огорчало, что многие священники не занимаются должным образом проповедью веры среди якутов, хотя почти всё духовенство знало якутский язык. Архиерей сделал соответствующие распоряжения, согласно которым полагалось учить якутов молитвам на их языке, заводить библиотеки при храмах, а также читать с прихожанами душеполезные поучения. Были приняты меры по ремонту храмов и улучшению быта духовенства.
Приходилось архиерею бороться и с некоторыми обычаями. Так, среди части якутов было принято рано заключать браки в юном возрасте, получая при этом выкуп (калым), после чего муж и жена продолжали несколько лет жить каждый у своих родителей. Часто это приводило к тому, что брак оставался фиктивным и разрушался. Архиерей ввёл строгое требование, чтобы после венчания муж сразу забирал жену в свой дом и был с ней неразлучно.
Всего пять лет до своей смерти в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году довелось епископу Иакову служить в Якутии. За этот непродолжительный срок его трудами была возрождена Якутская семинария, открыта миссионерская школа и женское училище, восемнадцать церковно-приходских школ, начато издание «Якутских епархиальных ведомостей». Было построено шесть храмов.
В тысяча девятьсот девяносто девятом году при проведении работ на территории бывшего Спасского монастыря в Якутске были обнаружены нетленные останки епископа Якутского и Вилюйского Иакова — с крестом и Евангелием, свет которого он нёс своей якутской пастве.
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Поэт Николай Старшинов». Сергей Арутюнов
В гостях у Дмитрия Володихина был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о поэте-фронтовика Николае Старшинове, о его удивительной судьбе, об участии в Великой Отечественной войне и о том, как в советские годы он сохранил веру в Бога.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов