Небольшой городок Сарапул Вятской губернии, обычно сонный и спокойный, июльским утром тысяча девятьсот девятого года гудел как растревоженный пчелиный улей. Для сарапульцев уже не было диковиной освещение электричеством: «чудесный свет» горел в некоторых домах, магазинах и даже на главной улице Сарапула. Но чтобы электрические лампочки освещали храм — такого ещё не бывало. И какой — самый старинный, можно сказать, самый главный — храм Покрова Пресвятой Богородицы!
— «Посмотрите, какие странные изогнутые железяки привезли!»- шептались в толпе.— «Они зачем понадобились? А проводов-то, проводов сколько! Будто весь храм хотят ими обмотать...» — "Это не железяки, а металлические лопасти: будут обдувать наш храм электрические вентиляторы, по самому последнему слову техники. Это всё наш благодетель, Николай Васильевич, для нас старается,"— объяснил сомневающимся настоятель Покровского храма Пётр Утробин. —"Уже больше ста тысяч на благоустройство храма истратил. Всё для нас, чтобы нам было комфортно, чтобы не падали в обморок от духоты во время многолюдных праздничных богослужений...«
Николай Васильевич Смагин родился в тысяча восемьсот пятидесятом году в купеческой семье, получил хорошее воспитание и блестящее образование. Острый ум, незаурядные организаторские способности и деловая хватка помогли купцу достигнуть впечатляющих результатов: предприятие «Смагин Николай Васильевич и Сыновья. Торговый дом, кожевенный завод и производство обуви» стало одним из самых крупных в Сарапуле. Продукция Смагинского завода пользовалась большим спросом на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, получала различные престижные награды, например, медаль Всероссийской промышленной и художественной выставки тысяча восемьсот девяноста шестого года. Немалую часть своего дохода Смагин тратил на родной город.
Николай Васильевич понимал: для того, чтобы люди восприняли новые идеи, прогрессивные технологии, необходимо настоящее всенародное просвещение. Многие его работники смогли получить за его счёт высшее образование. Неоднократно жертвовал Смагин в Фонд стипендий для бедных учеников города Сарапула.
Благодаря милосердию Николая Васильевича в Сарапуле появились богадельня для престарелых, неспособных к труду рабочих и членов их семей и приют для мальчиков. Средства на содержание богадельни и приюта выделялись из специального Фонда, созданного на деньги щедрого купца. Помещения для этих учреждений были одними из самых благоустроенных в городе.
Смагин немало заботился и о духовном просвещении сограждан. В созданной им богадельне он решил устроить домовую церковь во имя святой Анны Пророчицы. Неудивительно, что её приписали к Покровскому храму, где Николай Васильевич много лет служил старостой. В Покровской церкви на его средства не только провели электричество, но и позолотили иконостас, отреставрировали иконы, расписали главный придел, отремонтировали колокольню. В память о чудесном выздоровлении императора Николая Второго в тысяча девятьсот втором году Смагин выстроил Никольскую часовню. Через три года на его средства расширили Петропавловскую церковь по проекту известного вятского архитектора Чарушина, пристроив трапезный храм с двумя боковыми приделами: во имя преподобного Серафима Саровского и в честь Сретения Господня. В тысяча девятьсот десятом году Смагину за щедрую благотворительность было присвоено звание потомственного почётного гражданина города Сарапула.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.