Еф., 234 зач., VI, 18-24.
Глава 6.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания к Ефесянам, буквально несколько последних стихов. В них апостол призывает молиться и преподает ученикам последнее благословение.
Наша современная жизнь очень суетная и в ней, как кажется, довольно мало места и времени для молитвы. Для людей оказывается большим достижением, если они смогли утром и вечером, а иногда даже не «и», а «или» выкроить время для того, чтобы спокойно и без суеты пообщаться с Богом. В сегодняшнем чтении апостол говорит о том, какой может быть любая молитва и любое прошение христианина. Он пишет: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом».
Сразу стоит сказать, что он не говорит о конкретном содержании молитвы. Слово «всякой» означает любой молитвой, какой бы ни молились. Идет ли речь о пении псалмов, которое он упоминает в другом месте, или о чтении молитвы Отче наш, которую дал ученикам Сам Господь, неважно. Также стоит отметить, что апостол не указывает здесь на время, но говорит, что время может быть любым. Конечно, христиане, как и прежде них иудеи, имели практику молитвы в определенное время, но апостол по всей видимости специально дает самый широкий выбор, потому что отмечает в молитве те ее черты, которые касаются более глубоких сторон, того, что относится к любой форме и любому времени.
Итак, что же оказывается самым важным при любой молитве и в любое время? Апостол употребляет одно слово, но оно означает очень многое — это слово «духом». Он говорит «молитесь духом». С точки зрения христианского учения о человеке, дух — это высшая часть души и основа личности. И это значит, что молитва духом — это молитва личная, не формальная, не просто произносимая одними губами, это скольжение глазами по строчкам книги, в тот момент, когда мысли пребывают в другом месте. Нет. Молитва духом устремляет человека к Богу, он внутренне собирается в этом предстоянии, весь оказывается обращен к Творцу. Наше сознание сегодня очень раздроблено, оно обращено сразу на множество объектов, реальных, а еще больше виртуальных... Нам гораздо сложнее отрешиться от всего и посвятить себя всецело чему-то конкретному, поэтому слова апостола звучат очень актуально, ведь, продолжая, он говорит: старайтесь это делать со всяким постоянством. А если мы посмотрим в греческий текст, то увидим, что он имеет в виду не просто старание, но постоянное внутреннее бодрствование.
Кто-нибудь, услышав эти слова апостола, ужаснется и скажет: я с трудом несу формальное правило или даже его не могу понести, а вы говорите мне о непрестанном бодрствовании? Это не для меня.
Что сказать на это? Очевидно, что христианство предполагает подвиг. Можно сколько угодно умиляться высокой духовности мудрых цитат, поздравлять друг друга с праздниками, но верность Христу начинается с того, что мы совершаем правильный выбор между добром и злом, с того, что прощаем, отказываемся от мести, с того, что готовы жертвенно относиться друг ко другу... И научиться этому без усилий, без стремления к внутренней целостности, просто невозможно.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.