Еф., 234 зач., VI, 18-24.
Глава 6.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания к Ефесянам, буквально несколько последних стихов. В них апостол призывает молиться и преподает ученикам последнее благословение.
Наша современная жизнь очень суетная и в ней, как кажется, довольно мало места и времени для молитвы. Для людей оказывается большим достижением, если они смогли утром и вечером, а иногда даже не «и», а «или» выкроить время для того, чтобы спокойно и без суеты пообщаться с Богом. В сегодняшнем чтении апостол говорит о том, какой может быть любая молитва и любое прошение христианина. Он пишет: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом».
Сразу стоит сказать, что он не говорит о конкретном содержании молитвы. Слово «всякой» означает любой молитвой, какой бы ни молились. Идет ли речь о пении псалмов, которое он упоминает в другом месте, или о чтении молитвы Отче наш, которую дал ученикам Сам Господь, неважно. Также стоит отметить, что апостол не указывает здесь на время, но говорит, что время может быть любым. Конечно, христиане, как и прежде них иудеи, имели практику молитвы в определенное время, но апостол по всей видимости специально дает самый широкий выбор, потому что отмечает в молитве те ее черты, которые касаются более глубоких сторон, того, что относится к любой форме и любому времени.
Итак, что же оказывается самым важным при любой молитве и в любое время? Апостол употребляет одно слово, но оно означает очень многое — это слово «духом». Он говорит «молитесь духом». С точки зрения христианского учения о человеке, дух — это высшая часть души и основа личности. И это значит, что молитва духом — это молитва личная, не формальная, не просто произносимая одними губами, это скольжение глазами по строчкам книги, в тот момент, когда мысли пребывают в другом месте. Нет. Молитва духом устремляет человека к Богу, он внутренне собирается в этом предстоянии, весь оказывается обращен к Творцу. Наше сознание сегодня очень раздроблено, оно обращено сразу на множество объектов, реальных, а еще больше виртуальных... Нам гораздо сложнее отрешиться от всего и посвятить себя всецело чему-то конкретному, поэтому слова апостола звучат очень актуально, ведь, продолжая, он говорит: старайтесь это делать со всяким постоянством. А если мы посмотрим в греческий текст, то увидим, что он имеет в виду не просто старание, но постоянное внутреннее бодрствование.
Кто-нибудь, услышав эти слова апостола, ужаснется и скажет: я с трудом несу формальное правило или даже его не могу понести, а вы говорите мне о непрестанном бодрствовании? Это не для меня.
Что сказать на это? Очевидно, что христианство предполагает подвиг. Можно сколько угодно умиляться высокой духовности мудрых цитат, поздравлять друг друга с праздниками, но верность Христу начинается с того, что мы совершаем правильный выбор между добром и злом, с того, что прощаем, отказываемся от мести, с того, что готовы жертвенно относиться друг ко другу... И научиться этому без усилий, без стремления к внутренней целостности, просто невозможно.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час