2 Кор., 182 зач., VI, 16 — VII, 1.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфянам с вопросом, по которому мы понимаем, что в их общине появилась опасность идолопоклонства. Причем, возможно, идолопоклонства особенного рода. Бывшие язычники прекрасно понимали, что такое идол и уж если сделали свой выбор должны были держаться его. Однако апостол не имеет ввиду физический храм, потому что тут же говорит им: «вы храм Бога живого»! И его мысль об идолах в храме начинает звучать совершенно иначе. Физический храм — это место, в котором присутствие Бога в некотором смысле локализовано. Соответственно, присутствие в нем идола довольно просто контролируется, так как оказывается явным грехом. Но апостол говорит, что ученики должны стать общиной Божьей. И если Енох — великий праведник Ветхого завета ходил перед Богом, то здесь речь идет о том, что Сам Бог пребывает в среде. И если в древности — это могло осмысляться как пребывание духовное, то для апостола оно вполне осязаемо, потому что Бог во Христе назвал людей друзьями и братьями. Я буду их Богом, а они — моим людьми, — говорит Он и это очень созвучно словам героини Песни Песней, которая говорит: «Мой любимый принадлежит мне, а я ему».
Однако такие близкие отношения с Богом даются не дешево и те, кто стремятся быть Его друзьями, могут оставаться таковыми, если соответствуют Ему. Движение Бога навстречу человеку предполагает взаимность. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь». Конечно, как и предыдущие слова, — это цитаты из Ветхого Завета, которые апостол явно распространяет на тех, к кому обращается.
Они — новый храм Бога живого. Не каменный, не деревянный, но дом духовный, в котором каждый соединяется с другим любовью. Но если это собрание людей может быть духовным храмом, в котором духовно пребывает Бог, значит, в нем могут пребывать и духовные идолы, заслоняющие собой Бога Живого.
Что такое идол? Это рукотворное изображение, которое обожествляется и подменяет собой Бога. Чем же может быть идол духовный? Любой идеологией или мифологией, которая оказывается важнее Творца, которой начинают уделять внимание большее, чем уделяется Ему. В чем был смысл того призыва, который обратил к народу Моисей? В центр своей жизни они должны были поставить веру в Бога и верность ему. Они, конечно, продолжали жить в мире, но главным мерилом своей жизни сделали волю Божию. Они приносили жертвы, но главной жертвой была их праведная жизнь. Язычники верили в богов, но о любви к ним не могло быть и речи. Они приносили жертвы, но только для того, чтобы боги были милостивы к их государству. Подмена эта далеко не сразу может оказаться очевидной. Ведь практически всё в такой религии остается на прежних местах: в ней есть заповеди, посты, молитвы, трепет перед Богом, только в центре этого всего идол — достаток, успех личный или государственный, престиж, власть, счастье... и всё то земное, что может стать смыслом жизни и приковать человека к земле.
Земля — если она на своем месте — может быть замечательной и плодородной почвой, но, если она оказывается на нашей одежде — мы называем ее грязью и стремимся удалить. Многие идеи — прекрасные сами по себе, оказавшись не на своем месте становятся нечистотой, которая должна быть удалена. Апостол призывает учеников соблюдать святыню в страхе Божием. Не сохранять, как можно сохранять мертвого идола, но совершать как то, что связано с жизнью в Боге.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.