
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 182 зач., VI, 16 — VII, 1.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфянам с вопросом, по которому мы понимаем, что в их общине появилась опасность идолопоклонства. Причем, возможно, идолопоклонства особенного рода. Бывшие язычники прекрасно понимали, что такое идол и уж если сделали свой выбор должны были держаться его. Однако апостол не имеет ввиду физический храм, потому что тут же говорит им: «вы храм Бога живого»! И его мысль об идолах в храме начинает звучать совершенно иначе. Физический храм — это место, в котором присутствие Бога в некотором смысле локализовано. Соответственно, присутствие в нем идола довольно просто контролируется, так как оказывается явным грехом. Но апостол говорит, что ученики должны стать общиной Божьей. И если Енох — великий праведник Ветхого завета ходил перед Богом, то здесь речь идет о том, что Сам Бог пребывает в среде. И если в древности — это могло осмысляться как пребывание духовное, то для апостола оно вполне осязаемо, потому что Бог во Христе назвал людей друзьями и братьями. Я буду их Богом, а они — моим людьми, — говорит Он и это очень созвучно словам героини Песни Песней, которая говорит: «Мой любимый принадлежит мне, а я ему».
Однако такие близкие отношения с Богом даются не дешево и те, кто стремятся быть Его друзьями, могут оставаться таковыми, если соответствуют Ему. Движение Бога навстречу человеку предполагает взаимность. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь». Конечно, как и предыдущие слова, — это цитаты из Ветхого Завета, которые апостол явно распространяет на тех, к кому обращается.
Они — новый храм Бога живого. Не каменный, не деревянный, но дом духовный, в котором каждый соединяется с другим любовью. Но если это собрание людей может быть духовным храмом, в котором духовно пребывает Бог, значит, в нем могут пребывать и духовные идолы, заслоняющие собой Бога Живого.
Что такое идол? Это рукотворное изображение, которое обожествляется и подменяет собой Бога. Чем же может быть идол духовный? Любой идеологией или мифологией, которая оказывается важнее Творца, которой начинают уделять внимание большее, чем уделяется Ему. В чем был смысл того призыва, который обратил к народу Моисей? В центр своей жизни они должны были поставить веру в Бога и верность ему. Они, конечно, продолжали жить в мире, но главным мерилом своей жизни сделали волю Божию. Они приносили жертвы, но главной жертвой была их праведная жизнь. Язычники верили в богов, но о любви к ним не могло быть и речи. Они приносили жертвы, но только для того, чтобы боги были милостивы к их государству. Подмена эта далеко не сразу может оказаться очевидной. Ведь практически всё в такой религии остается на прежних местах: в ней есть заповеди, посты, молитвы, трепет перед Богом, только в центре этого всего идол — достаток, успех личный или государственный, престиж, власть, счастье... и всё то земное, что может стать смыслом жизни и приковать человека к земле.
Земля — если она на своем месте — может быть замечательной и плодородной почвой, но, если она оказывается на нашей одежде — мы называем ее грязью и стремимся удалить. Многие идеи — прекрасные сами по себе, оказавшись не на своем месте становятся нечистотой, которая должна быть удалена. Апостол призывает учеников соблюдать святыню в страхе Божием. Не сохранять, как можно сохранять мертвого идола, но совершать как то, что связано с жизнью в Боге.
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов