В давние времена у одного крестьянина жили осёл и два быка — старый и молодой.
Крестьянин сеял ячмень и пшеницу, и особенно трудно ему и его быкам приходилось весной, когда надо было пахать каменистое поле.
А вот ослу, наоборот, по весне жилось особенно вольготно. Зачастую его на весь день одного оставляли в хлеву, где он ленился, жирели ел за троих. Но вскоре ему и этого показалось мало, и осёл придумал коварный план, как отобрать корм у простодушного быка.
Вернулись как-то вечером голодные и уставшие быки в хлев, а осёл подошёл к старому быку, изобразил сочувствие и говорит:
— Здорово, друг. Всё пашешь? Вижу, трудно тебе приходится, годы-то о себе дают знать. Но я могу тебя научить, как избавиться от работы на поле.
— Скорее научи, — обрадовался старый бык.
— Когда придёт хозяин и положит перед тобой охапку свежей травы, ты возьми и отвернись от неё, — стал учить его осёл. — И всю ночь к еде не притрагивайся, лучше мне отдай. А завтра утром не вставай и лежи, голову повесив. Хозяин подумает, что ты заболел, и оставит тебя в покое.
Старый бык так и сделал. Хозяин пришёл в хлев, положил животным корм, но старый бык от него отвернулся и даже не притронулся.
— Вот уж, как говорится, в неудачном месте застала меня врасплох буря, — расстроился крестьянин. — Как же мне не повезло! В самый разгар пахоты бык захворал.
А когда хозяин ушёл, осёл с жадностью, причмокивая набросился на траву, предназначенную для его товарища.
Наутро старый был совсем слёг. Покрутился крестьянин возле него, повздыхал, да и говорит:
— Ничего не поделаешь: придётся впрячь к молодому быку осла. Весной на пахоте каждый день дорог.
Так осёл сам себя загнал в ярмо. Ох, и длинным ему показался тот день! Сначала он кое-как ещё поспевал за молодым быком, но быстро выдохся и стал отставать. А крестьянин знай себе осла кнутом поторапливать. Еле-еле тот от усталости вечером добрался до хлева.
— Что это ты, друг, такой невесёлый? — спрашивает его старый бык.
— Услышал, что хозяин от одного быка избавиться хочет, раз от тебя всё равно толку нет, — говорит осёл. — Но я научу, что надо делать. Сегодня ты ешь, пей вволю. А завтра, когда хозяин придёт в хлев, глазами играй, ногами переступай, словно тебе не терпится на работу бежать.
Наутро крестьянин пришёл в хлев, увидел поздоровевшего быка, обрадовался:
— Старый-то бык, гляжу, поправился! Я сам виноват — нельзя его так сильно работой нагружать.
Запряг крестьянин обоих быков и спокойно поехал в поле.
А осёл с тех пор заметно поумнел. Понял он, что кто плут, для того и сделан кнут.
(по мотивам туркменской народной сказки)
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.