
Фото: Ната Рута/Unsplash
Густая тайга гудела от вьюги. Между деревьев, петляя и кренясь на бездорожье, ползли сани. Лошадь по колено увязала в снегу...
В санях сидели две женщины, укутанные толстыми шерстяными платками, в длинных овчинных тулупах с высоко поднятыми, завязанными по самые глаза воротниками. Экипаж вынырнул из-за высокого сугроба, и вдруг за деревьями, совсем близко, показались огни.
— Омск! — радостно крикнул возница.
Женщины устроились в одной из городских гостиниц. Развязывая примёрзший к волосам платок, одна из них сказала по-английски:
— Милая, давай вернёмся назад. Здесь пока ещё есть хоть какая-то цивилизация, а там, куда мы держим путь, дикий край. Мы можем погибнуть если не в дороге, то потом — в любой момент!
Но её подруга лишь покачала головой. Она не собиралась сдаваться! Приняв решение поехать в Сибирь, в отдалённый, затерянный в тайге посёлок, где жили прокажённые, женщина понимала, на что идёт.
— Нет, я поеду дальше, — твёрдо ответила она.
— Что ж, — опустив голову, сказала её попутчица, — Тогда я возвращаюсь без тебя.
На следующее утро сани продолжили свой путь по бескрайней тайге. Теперь в них ехала лишь одна пассажирка.
Её звали Кейт Марсден. Она родилась в Англии, в богатой семье успешного адвоката и с детства мечтала посвятить себя помощи бедным, больным и калекам. Едва ей исполнилось шестнадцать, Кейт пошла работать сестрой милосердия в один из лондонских госпиталей Красного Креста. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году началась Русско-Турецкая война и девушка в составе группы добровольцев отправилась в Болгарию — ухаживать за русскими солдатами. Там, в госпитале, где трудилась Марсден, у одного из раненных солдат обнаружили лепру, или проказу. К больному тут же отказались приближаться все доктора и сиделки. И только Кейт продолжала самоотверженно ухаживать за несчастным, пока его, завернув в толстый тряпичный кокон, не увезли в Сибирь, где, как говорили, находилось что-то вроде резервации для прокажённых. До глубины души поражённая таким отношением к больному, Кейт дала Богу обещание сделать всё, что в её силах, чтобы изменить участь страдающих лепрой людей.
Вот почему зимой тысяча восемьсот девяностого года Кейт Марсден в открытых санях ехала по заснеженной тайге. Её путь лежал далеко на север — в Якутию, в Вилюйский округ, где жили прокажённые. Сани, лодка, верховое седло — путешествие Кейт длилось несколько месяцев. Только в конце июня, в сопровождении охраны из казаков, которую ей обеспечил епископ якутский Мелетий, благословивший Марсден на её начинание, она достигла конечного пункта.
Увидев, в каких чудовищных условиях живут здесь прокажённые — и из местного населения, и те, кого привозили сюда из городов — Кейт немедленно взялась за организацию цивилизованной поселенческой колонии. На высоком, сухом берегу в одиннадцати километрах от Вилюйска она выстроила целый деревянный город: жилые дома, больница, ферма, мастерские, пекарня, школа, церковь. Уже на первом этапе строительства Кейт потратила почти всё, что досталось ей в наследство от отца — а это было весьма большое наследство! Тогда она обратилась ко всем неравнодушным людям Сибири с призывом жертвовать на благое дело. Так ей удалось вовлечь в свой проект многих людей и собрать значительную сумму. Две с половиной тысячи фунтов стерлингов выделил Лондонский благотворительный комитет. В тысяча восемьсот девяносто восьмом году епископ Якутский Мелетий освятил вилюйский городок для прокажённых.
...В тысяча девятьсот девяностом году в Якутии, неподалёку от бывшего Вилюйского поселения бы найден крупный алмаз весом больше пятидесяти пяти карат. Этот драгоценный камень назвали в честь женщины, которая сто лет назад, не испугавшись морозов и неизвестности, приехала сюда, чтобы заботиться об отверженных и стала для них ярким алмазом милосердия и доброты — Кейт Марсден.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки