Густая тайга гудела от вьюги. Между деревьев, петляя и кренясь на бездорожье, ползли сани. Лошадь по колено увязала в снегу...
В санях сидели две женщины, укутанные толстыми шерстяными платками, в длинных овчинных тулупах с высоко поднятыми, завязанными по самые глаза воротниками. Экипаж вынырнул из-за высокого сугроба, и вдруг за деревьями, совсем близко, показались огни.
— Омск! — радостно крикнул возница.
Женщины устроились в одной из городских гостиниц. Развязывая примёрзший к волосам платок, одна из них сказала по-английски:
— Милая, давай вернёмся назад. Здесь пока ещё есть хоть какая-то цивилизация, а там, куда мы держим путь, дикий край. Мы можем погибнуть если не в дороге, то потом — в любой момент!
Но её подруга лишь покачала головой. Она не собиралась сдаваться! Приняв решение поехать в Сибирь, в отдалённый, затерянный в тайге посёлок, где жили прокажённые, женщина понимала, на что идёт.
— Нет, я поеду дальше, — твёрдо ответила она.
— Что ж, — опустив голову, сказала её попутчица, — Тогда я возвращаюсь без тебя.
На следующее утро сани продолжили свой путь по бескрайней тайге. Теперь в них ехала лишь одна пассажирка.
Её звали Кейт Марсден. Она родилась в Англии, в богатой семье успешного адвоката и с детства мечтала посвятить себя помощи бедным, больным и калекам. Едва ей исполнилось шестнадцать, Кейт пошла работать сестрой милосердия в один из лондонских госпиталей Красного Креста. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году началась Русско-Турецкая война и девушка в составе группы добровольцев отправилась в Болгарию — ухаживать за русскими солдатами. Там, в госпитале, где трудилась Марсден, у одного из раненных солдат обнаружили лепру, или проказу. К больному тут же отказались приближаться все доктора и сиделки. И только Кейт продолжала самоотверженно ухаживать за несчастным, пока его, завернув в толстый тряпичный кокон, не увезли в Сибирь, где, как говорили, находилось что-то вроде резервации для прокажённых. До глубины души поражённая таким отношением к больному, Кейт дала Богу обещание сделать всё, что в её силах, чтобы изменить участь страдающих лепрой людей.
Вот почему зимой тысяча восемьсот девяностого года Кейт Марсден в открытых санях ехала по заснеженной тайге. Её путь лежал далеко на север — в Якутию, в Вилюйский округ, где жили прокажённые. Сани, лодка, верховое седло — путешествие Кейт длилось несколько месяцев. Только в конце июня, в сопровождении охраны из казаков, которую ей обеспечил епископ якутский Мелетий, благословивший Марсден на её начинание, она достигла конечного пункта.
Увидев, в каких чудовищных условиях живут здесь прокажённые — и из местного населения, и те, кого привозили сюда из городов — Кейт немедленно взялась за организацию цивилизованной поселенческой колонии. На высоком, сухом берегу в одиннадцати километрах от Вилюйска она выстроила целый деревянный город: жилые дома, больница, ферма, мастерские, пекарня, школа, церковь. Уже на первом этапе строительства Кейт потратила почти всё, что досталось ей в наследство от отца — а это было весьма большое наследство! Тогда она обратилась ко всем неравнодушным людям Сибири с призывом жертвовать на благое дело. Так ей удалось вовлечь в свой проект многих людей и собрать значительную сумму. Две с половиной тысячи фунтов стерлингов выделил Лондонский благотворительный комитет. В тысяча восемьсот девяносто восьмом году епископ Якутский Мелетий освятил вилюйский городок для прокажённых.
...В тысяча девятьсот девяностом году в Якутии, неподалёку от бывшего Вилюйского поселения бы найден крупный алмаз весом больше пятидесяти пяти карат. Этот драгоценный камень назвали в честь женщины, которая сто лет назад, не испугавшись морозов и неизвестности, приехала сюда, чтобы заботиться об отверженных и стала для них ярким алмазом милосердия и доброты — Кейт Марсден.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.