Я рассказывал о венчаниях в нашем храме... А ведь и мне венчаться удалось! Почему именно «удалось»? Так время-то было совсем иное, и на церковное венчание смотрели косо.
Но сперва мы с моей будущей женой совершили вполне светский обряд: расписались в ЗАГС’е. Расписываться решили в подмосковном городке: невеста как раз оттуда была. В день бракосочетания лил дождь. И я, облачившись в плащ-болонью, поехал в этот городок не на белой машине с куклой и кольцами, а на обычной пригородной электричке.
Расписали нас тихо и скоро, без всякой помпы. Зато на фотографии мы с женой оказались запечатлены на фоне огромного плаката с улыбающимся Ильичом. Как говорится: «Ленин с нами».
Прошли три года, родилась дочь. И я предложил жене обвенчаться. Но как аспиранту и учительнице венчаться в московском храме? Нет, нельзя. Что ж, поехали мы опять на электричке в родной городок жены. Там, рядом с городом в селе был действующий храм. Предъявили мы батюшке свидетельства о браке, и он нас венчал. В храме были только мы и батюшка. В окна светило солнце, вокруг безмятежно зеленела трава. Батюшка пел сам и был добр и спокоен. Его внутренний душевный покой передался и мне, и я стал тихонько подпевать... Не без сопротивления с его стороны вручили мы батюшке плату: «Да Господь с вами! Молодые, студенты, поди, откуда у вас деньги?!» После венчания батюшка расспросил меня об истоках моей веры. Я рассказал о веровавшем отце, о домашних иконах и старых церковных книгах. Он благословил нас с удовлетворением и задумчиво произнес: «Нынче мало венчаются... Ну, даст Бог, дойдут... Будут другие времена...»
Мы вышли на солнечную паперть, спустились с зеленого пригорка на станцию и поехали на электричке домой, в Москву. Помнится, что на сельской церкви были и колокола, но в них не звонили, чтобы не выдать молодых. Зато солнце сияло, жаворонки пели в небе, и тихая радость наполняла нас — радость соединения во Христе.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.