Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Мир стремится к хаосу» — это известное выражение описывает один из фундаментальных принципов, благодаря которому существует наша Вселенная. Из школьного курса физики мы знаем, что согласно второму закону термодинамики любой механизм со временем необратимо разрушается. Во многом это касается не только жизни материи, но и отношений между живыми существами. И действительно, посмотрев вокруг себя, мы обнаруживаем всюду вражду и разлад: разлад между людьми, между человеком и природой, между человеком и Богом, разлад в самом человеке. Сегодня апостол Павел говорит о том, что Христос пришел для того, чтобы собрать разрозненные элементы этого мира воедино. Он умер для того, чтобы примирить людей с друг другом, миром природы, с Богом и, наконец, с самими собой. Это новое единство, организм, в который должна собраться Вселенная, он и называет Телом Христовым. Перед нами одно из самых известных и древних определений Церкви. Из него следует, что Её основная функция — привести людей к Спасителю для того, чтобы через общение с Ним мы смогли принять участие в том единстве, которое утратили наши прародители на заре человеческой истории.
В словах апостола содержится еще одна важная мысль о той роли, которую играет Церковь в нашей жизни. Если по одиночке мы умираем, то в этом единстве мы оживаем. Жизнь обособленная — всегда жизнь ради себя, зацикленность исключительно на своих потребностях. По толкованиям некоторых христианских экзегетов, именно в этом и заключался грех первого человека. Вместо того, чтобы исполнить заповедь Творца, он решил сделать центром мира свои желания, вкусил запретный плод. Он выбрал не служение, а потребление и таким образом, словно отрезал себя от Божественной пуповины и от тех артерий, которые соединяли его с окружающей действительностью. Кровь перестала циркулировать по организму молодого человечества. Перестала обогащать его сосуды, ткани и органы. Развилась гангрена мирового разлада. В церковной общине, благодаря исполнению евангельских заповедей человек учится отдавать себя другому. Лишать себя чего-то ради ближнего, переступая через свой эгоизм. Господь, видя наше усердие и готовность отдать что-то свое ради другого, через Таинства наполняет нас Своей благодатью. Так Он словно восстанавливает омертвевшие связи, ту кровеносную систему, благодаря которой всякий своими силами и энергией поддерживает того, кто находится рядом. Мы получаем жизненную полноту, которой все лишены по одиночке и источник которой находится в Боге. А Бог — это сердце вселенского организма, благодаря Которому всё приведено в этот мир и до сих пор существует.
«Истоки и современность православной журналистики: личный путь». Николай Державин
У нас в гостях был заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Николай Державин.
Мы говорили с нашим гостем об истоках и современности православной журналистики, а также об особенностях работы комментатора праздничных богослужений в прямой трансляции.
«Социальная помощь людям в зонах военного конфликта». Наталья Савина
У нас в гостях была координатор социальной помощи в зоне конфликта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Савина.
Наша гостья рассказала, как, устав работать с бумагами, она приняла решение ехать в зону военного конфликта и помогать там людям, с какими трудностями и опасностями пришлось при этом столкнуться и что помогало их преодолевать.
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение