Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Мир стремится к хаосу» — это известное выражение описывает один из фундаментальных принципов, благодаря которому существует наша Вселенная. Из школьного курса физики мы знаем, что согласно второму закону термодинамики любой механизм со временем необратимо разрушается. Во многом это касается не только жизни материи, но и отношений между живыми существами. И действительно, посмотрев вокруг себя, мы обнаруживаем всюду вражду и разлад: разлад между людьми, между человеком и природой, между человеком и Богом, разлад в самом человеке. Сегодня апостол Павел говорит о том, что Христос пришел для того, чтобы собрать разрозненные элементы этого мира воедино. Он умер для того, чтобы примирить людей с друг другом, миром природы, с Богом и, наконец, с самими собой. Это новое единство, организм, в который должна собраться Вселенная, он и называет Телом Христовым. Перед нами одно из самых известных и древних определений Церкви. Из него следует, что Её основная функция — привести людей к Спасителю для того, чтобы через общение с Ним мы смогли принять участие в том единстве, которое утратили наши прародители на заре человеческой истории.
В словах апостола содержится еще одна важная мысль о той роли, которую играет Церковь в нашей жизни. Если по одиночке мы умираем, то в этом единстве мы оживаем. Жизнь обособленная — всегда жизнь ради себя, зацикленность исключительно на своих потребностях. По толкованиям некоторых христианских экзегетов, именно в этом и заключался грех первого человека. Вместо того, чтобы исполнить заповедь Творца, он решил сделать центром мира свои желания, вкусил запретный плод. Он выбрал не служение, а потребление и таким образом, словно отрезал себя от Божественной пуповины и от тех артерий, которые соединяли его с окружающей действительностью. Кровь перестала циркулировать по организму молодого человечества. Перестала обогащать его сосуды, ткани и органы. Развилась гангрена мирового разлада. В церковной общине, благодаря исполнению евангельских заповедей человек учится отдавать себя другому. Лишать себя чего-то ради ближнего, переступая через свой эгоизм. Господь, видя наше усердие и готовность отдать что-то свое ради другого, через Таинства наполняет нас Своей благодатью. Так Он словно восстанавливает омертвевшие связи, ту кровеносную систему, благодаря которой всякий своими силами и энергией поддерживает того, кто находится рядом. Мы получаем жизненную полноту, которой все лишены по одиночке и источник которой находится в Боге. А Бог — это сердце вселенского организма, благодаря Которому всё приведено в этот мир и до сих пор существует.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











