Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Первый век по Рождестве Христовом для Римской империи стал временем цивилизационного перелома. Языческая культура, достигнув вершины своего развития, начинает деградировать. Близится эпоха поздней античности, печальным символом которой явилась статуя богини Ники Самофракийской, лишенная рук и головы. Язычество Рима становится похожим на величественную, но одновременно беспомощную Нику — еще чувствуется энергия, но нет цели и возможности двигаться.
Римское общество теряет прежнюю умеренность, все больше погружается в невоздержанность и порочность. Сходит на нет и вера в языческих богов. Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия — христианство.
Сын Божий, Иисус Христос, пришел в наш мир и возвестил ему радостную весть о том, что истинный Бог, Отец Небесный, дарует людям спасение. После смерти Христа на Кресте и Его чудесного Воскресения миссию Спасителя продолжили Его ученики — апостолы. Одним из них являлся апостол Павел, прославившийся тем, что с особым рвением проповедовал именно в языческой среде.
В течение своей жизни Павел посетил множество городов Римской империи. Среди них имелись так называемые галатийские поселения, располагавшиеся в Малой Азии. Галатами в империи назывался народ, возникший благодаря смешению переселенцев галлов и местных греков. Галаты в большинстве своем были язычниками. Апостол Павел многих из них обратил в христианство, а впоследствии написал своим ученикам-галатам послание, в котором очень ясно обозначает разницу между языческим и христианским миропониманием.
В Послании к Галатам апостол Павел призывает христиан Галатии окончательно порвать с языческим прошлым. В прозвучавшем отрывке апостол перечисляет добродетели, которыми обладает человек, поверивший во Христа и принявший крещение. Любовь, радость, мир присутствуют в жизни настоящего христианина. Они являются результатом искренней, добродетельной жизни. Христианин ради верности Богу отказывается от страстей и похотей и получает взамен светлое, радостное состояние души.
Апостол Павел описывает разницу между добродетельной и греховной жизнью не просто так. Христиане Галатии жили в агрессивном языческом окружении. У некоторых галатов-христиан имелись родственники, по-прежнему жившие в язычестве. Всё это создавало опасность возвращения недавно крестившихся к прежней языческой жизни. Поэтому апостол Павел не только описывает благие плоды христианской жизни, но и дает своим ученикам из Галатии конкретное указание, что делать в случае, если кто-то из них согрешит.
Павел призывает христиан Галатии относиться к окружающим с добротой, исправлять чужие ошибки с кротостью. Христианин, превозносящийся над другими людьми, гордящийся своей праведностью, во-первых, скорее похож на фарисея, чем на Христа, а во-вторых, осуждающий других сам обязательно впадет в грех. Поэтому апостол Павел советует христианам Галатии, а через них и нам не раздражаться по отношению к окружающим нас людям, а относиться к ним с добротой и вниманием. Именно это имеет в виду Павел, когда заканчивает сегодняшний отрывок из послания к Галатам словами: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.