
Апостол Павел. Мозаика
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол недоумевает по поводу того, почему галаты оказались так зависимы от чужого мнения и так легко отказываются от той богодарованной свободы, в которой они начали жить после его проповеди. Нам и сегодня кажется, что быть свободным проще, чем подчиняться. Так сформировались понятия в нашем языке, свобода — ценность, а подчиненность — недостаток. При том, что практически все, кому-нибудь подчинены, нам греет душу мысль, что мы свободно на это идем, скорее сотрудничаем, чем подчиняемся как рабы. Однако на самом деле, быть свободным значительно сложнее, чем подчиняться. И уж тем более, если речь идет о свободе от греха, свободе к добру, свободе в ответственном решении. Ведь настоящая свобода — это не вседозволенность, в которой мы можем подчиняться инстинктам и эмоциям, а в том, чтобы быть хозяином самому себе. Если человек в сердцах сорвал на ком-то зло и ни в словах, ни в эмоциях себе не ограничил — он поступил свободно, но сама такая свобода ущербна. Кажется, если он сдержал себя — значит он себя ограничил, но на самом деле именно в этом он поступил как тот, кто свободен от рабства эмоциям.
Впрочем, такая свобода дается большим трудом и постоянным воспитанием себя. Закон был дан людям в помощь, он был внешним ограничителем, удерживал их от того зла, от которого в последствии они должны были удерживать себя сами и побуждал их к тому добру, которого они сами должны были желать. Но что же делает апостол Павел? По сути, он идет на большой риск, так как людей, которые не прошли навыка многолетнего и даже многовекового искуса законом, он сразу призывает жить нравственно. Впрочем, он объясняет свою решение не только кредитом доверия, которое оказывает ученикам. В первую очередь он доверяет Богу, Который ведет людей к спасению. Ведь ученики не только познали Бога, но в первую очередь получили познание от Самого Бога. Он утверждает их в духовой жизни и помогает устоять в обретенной свободе. Но в том то и дело, что эта свобода оказывается им не нужна. Они хотели бы вернуться к тому, что апостол называет «немощными и вещественными началами», потому что быть нравственным благодаря внешнему контролю проще. Если тебе говорят: живи по-совести, ты вынужден постоянно размышлять о том, как поступать, если тебе предлагают условный уголовный кодекс, множество вопросов сразу снимается, все переживания о добре и зле оказываются уложены в готовую схему. Кажется, что подобный путь безопаснее, потому что ты можешь избежать массы ошибок. Но только избирая добро самостоятельно человек делает его своим и взращивает собственную душу.
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал