
Апостол Павел. Мозаика
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол недоумевает по поводу того, почему галаты оказались так зависимы от чужого мнения и так легко отказываются от той богодарованной свободы, в которой они начали жить после его проповеди. Нам и сегодня кажется, что быть свободным проще, чем подчиняться. Так сформировались понятия в нашем языке, свобода — ценность, а подчиненность — недостаток. При том, что практически все, кому-нибудь подчинены, нам греет душу мысль, что мы свободно на это идем, скорее сотрудничаем, чем подчиняемся как рабы. Однако на самом деле, быть свободным значительно сложнее, чем подчиняться. И уж тем более, если речь идет о свободе от греха, свободе к добру, свободе в ответственном решении. Ведь настоящая свобода — это не вседозволенность, в которой мы можем подчиняться инстинктам и эмоциям, а в том, чтобы быть хозяином самому себе. Если человек в сердцах сорвал на ком-то зло и ни в словах, ни в эмоциях себе не ограничил — он поступил свободно, но сама такая свобода ущербна. Кажется, если он сдержал себя — значит он себя ограничил, но на самом деле именно в этом он поступил как тот, кто свободен от рабства эмоциям.
Впрочем, такая свобода дается большим трудом и постоянным воспитанием себя. Закон был дан людям в помощь, он был внешним ограничителем, удерживал их от того зла, от которого в последствии они должны были удерживать себя сами и побуждал их к тому добру, которого они сами должны были желать. Но что же делает апостол Павел? По сути, он идет на большой риск, так как людей, которые не прошли навыка многолетнего и даже многовекового искуса законом, он сразу призывает жить нравственно. Впрочем, он объясняет свою решение не только кредитом доверия, которое оказывает ученикам. В первую очередь он доверяет Богу, Который ведет людей к спасению. Ведь ученики не только познали Бога, но в первую очередь получили познание от Самого Бога. Он утверждает их в духовой жизни и помогает устоять в обретенной свободе. Но в том то и дело, что эта свобода оказывается им не нужна. Они хотели бы вернуться к тому, что апостол называет «немощными и вещественными началами», потому что быть нравственным благодаря внешнему контролю проще. Если тебе говорят: живи по-совести, ты вынужден постоянно размышлять о том, как поступать, если тебе предлагают условный уголовный кодекс, множество вопросов сразу снимается, все переживания о добре и зле оказываются уложены в готовую схему. Кажется, что подобный путь безопаснее, потому что ты можешь избежать массы ошибок. Но только избирая добро самостоятельно человек делает его своим и взращивает собственную душу.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема