Наша собеседница — доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры, кандидат культурологии Анна Ланцева.
В год 1100-летия кончины мученицы Людмилы, княгини Чешской, мы говорили о жизни и подвиге этой святой.
Ведущая: Елизавета Волчегорская
Елизавета Волчегорская:
— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская и у нас на связи Анна Ланцева — доцент кафедры латинского языка и основ терминологии Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры Российского государственного университета им. Косыгина и руководитель инициативной группы по культурным мероприятиям, посвящённым памяти святой Людмилы Чешской. В этом году исполняется 1100 лет со дня её мученической кончины. Об этом мы и будем говорить, но сначала, Анна, здравствуйте!
Анна Ланцева:
— Добрый вечер, Елизавета!
Елизавета Волчегорская:
— Я попрошу рассказать о вашей инициативной группе.
Анна Ланцева:
— В этом году у нас действительно важное событие — 1100-летие со дня мученической смерти святой Людмилы Чешской. Прежде всего — это первая святая славянского мира, святая мученица, которая послужила прообразом для формирования последующих житий славянских святых, в том числе и равноапостольной княгини Ольги. В 2017 году создана инициативная группа по культурным мероприятиям, посвящённым памяти святой Людмилы Чешской. Наша группа проводит самые разные мероприятия культурно-просветительского характера. Это лекции, концерты, литературно-музыкальные композиции, а также мы планируем провести в этом году выставку и конференцию в рамках Центра славянских культур Всеросси́йской библиоте́ки иностра́нной литерату́ры и́мени М. И. Рудомино́. И конечно, целью работы нашей группы является своего рода популяризация образа святой Людмилы в нашем, российском, социуме. И основными задачами является, конечно же, проведение всевозможных мероприятий на разных уровнях нашего, российского, социума.
Елизавета Волчегорская:
— Когда мы говорим о Чехии, точнее, о Моравии, современной части Восточной Чехии, то никак не можем обойти фигуры братьев Кирилла и Мефодия. Я знаю, что это неотъемлемая часть, нашего, с позволения сказать, межкультурного диалога России и Чехии.
Анна Ланцева:
— Да. Если можно, я скажу. Дело в том, что Мефодий брат равноапостольного Кирилла, он стал, по преданию, крёстным отцом святой Людмилы. И это очень важный компонент вообще чешского национального сознания, компонента, который ведёт свои истоки от Великой Моравии, то есть Чехия как наследница Великой Моравии. А соответственно её первая княгиня, христианская княгиня, она приняла святое Крещение из рук самого архиепископа Мефодия, Мефодия — архиепископа Моравского. Это был очень важный акт, особенно в эпоху Средневековья, когда человек, который занимает определённый статус в политике, в обществе, его ценили прежде всего по вот этим духовным связям. И второй момент связан с тем, что святитель Мефодий был не только крёстным, но и духовным отцом святой Людмилы. Отсюда вот это учительство, такой социально значимый компонент, потому что Людмила считается покровительницей воспитателей, учителей христианских. И наконец, третий важный момент связан с тем, что святой Мефодий подарил Людмиле очень ценную святыню — культурно-исторический артефакт — это Палладиум земли Чешской, изображение Девы Марии, также она называется Староболеславская Дева Мария, поскольку находится в храме в городе Стара-Болеславе, это недалеко от Праги, примерно где-то 40 минут езды. И вот эта святыня стала охранительницей первой чешской династии, династии Пржемысловичей. Уже в последующие века её сравнивали, скажем так, с нашим российским Палладиумом, с Владимирской иконой Божьей Матери, потому что действительно Староболеславский образ Девы Марии охранял Чехию от всевозможных войн, катаклизмов исторических и вообще от всяких неприятностей. Кроме того, эта святыня передавалась по наследству, мы не знаем, конечно, доподлинно, что сказал Мефодий, когда передавал эту великую святыню, но исторически зафиксировано, что Людмила передала этот образ Пресвятой Богородицы своему внуку Вацлаву, потому что связь между ними была очень тесной. Мы как раз говорили об этом на прошлой передаче. И святой Вацлав носил это изображение на груди вплоть до своей мученической смерти. А потом эта святыня была найдена через 150 с лишним лет, она была найдена по чудесному видению. Один крестьянин, пахавший землю, увидел свечение над деревом. Когда он начал копать землю там, где было свечение, он увидел образ Девы Марии. Два раза он пытался его оставить у себя дома, но образ как-то таинственно исчезал из его дома. И тогда только крестьянин понял, что эту икону необходимо поставить в храме и он передал её в храм.
Елизавета Волчегорская:
— А куда она исчезала? Он её как-то находил снова?
Анна Ланцева:
— Да, он её снова находил в одном и том же месте, вот как раз около этого дерева. То есть вот таким образом крестьянин решил, что место Пресвятой Богородицы не у него дома в укромном уголке, а именно в храме, где к этому образу будут притекать верующие, будут молиться. Действительно так и случилось, образ был помещён у алтаря в храме города Стара-Болеслава и много исцелений от этого образа происходило, и происходит до сих пор. Если посмотреть летопись, в Чехии создана такая летопись из чудес от Староболеславского образа Девы Марии, то мы увидим, что очень много исцелений произошло, тем кто притекал и испрашивал исцеления у этой иконы.
Елизавета Волчегорская:
— Образ, как вот тогда, много столетий назад туда поместили, он так и находится?
Анна Ланцева:
— Да, он там и находится, правда, в последующее время первообраз, так мы называем икону, которая была изначально явлена, первообраз был помещён в сам алтарь, а сделана была копия с него, эта копия называется списком. И вот этот список обычно располагается в центре храма, к нему могут прикладываться верующие и просить об исцелении и в других житейских нуждах, проблемах, помощи.
Елизавета Волчегорская:
— Я напоминаю, что в эфире программа «Светлый вечер» и у нас на связи Анна Ланцева — богемист, руководитель инициативной группы по культурным мероприятиям, посвящённым памяти святой Людмилы Чешской. Возвращаясь к житию святой Людмилы, я, наверно, вас попрошу рассказать основные вехи, что это за святая, и что у нас с ней общего, если так можно сформулировать, я тоже попрошу вас рассказать.
Анна Ланцева:
— Житие святой Людмилы базируется на раннем средневековом корпусе, корпусе легенд, так по- латински называется житие святой, которое раньше читалось в храме. А также ещё одного жития, написанного на старославянском языке. И вот, наверное, для нашего, русского, сознания всё-таки ближе всего вот это русское житие, известное впоследствии из русских прологов 15-17 веков.
Елизавета Волчегорская:
— Русских прологов?
Анна Ланцева:
— Прологи — это так называемые проложные вставные жития, которые размещались после 6 песни богослужебного канона. Раньше очень большое внимание уделялось житиям, они читались прямо во время богослужений, а народ мог в это время сидеть. Такая небольшая передышка, но передышка, всё-таки связанная с посвящением прихожан в жизнь самого святого, которому молятся в определённый момент, во время богослужения. И вот в этом старославянском житии сказано следующее: «Святая Людмила бяша от земли Сербския князя сербского дщи». То есть здесь сразу с самого начала анонимный автор этого жития говорит о том, что святая Людмила, она тесными узами связана ещё с одним славянским народом — народом сербским. И очень многие её воспринимают, в том числе и сами сербы, как свою покровительницу. На самом деле, если мы сравним подобный поворот в другой уже латинской легенде, то мы поймём, что сербы — это такое самоназвание белых сербов, которые проживали в Чехии. Но и вторая есть точка зрения откуда произошла святая Людмила, обычно латинские легенды называют это таким, прошу прощения, называют её родным городом город Мельник, который расположен в самой Чехии, этот город был центром племени пшован. Вот, скорее всего, Людмила произошла из этого города Мельника, а отцом её был князь этого племени пшован. Его звали Славибор. Но, к сожалению, ничего более кроме его имени мы о нём рассказать не можем. Что ещё можно вспомнить из старославянской легенды? Она на самом деле по объёму очень даже небольшая, там сказано о том, что Людмила была отдана за чешского князя именем Борживой. Или нередко в рукописях было указано Боревой. Ну вот это имя Боревой ближе русской фонетике, нежели имя Борживой. Дальше огромное внимание уделяется таинству Крещения. Я бы даже сказала — это кульминационный момент старославянского жития. Об этом говорится следующее: когда они, даже уточняется — Людмила и Борживой — стали жить вместе, то у них открылись очи и сердца, и они крестились. Они крестились во Имя Отца и Сына и Святаго Духа и воздвигли церкви и собрали священников. То есть это очень важный момент, на самом деле, эта мысль встречается и в православном акафисте святой, там, например, сказано: «Сила благодати Божия осени тя, блаженная Людмила, егда приясте святое Крещение с супругом твоим Боревоем (тоже упоминается имя Боревой, а не Борживой), князем Чешским во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Очень важный момент из жизни святой Людмилы. Но если мы опять же откроем православный тропарь святой, там сказано следующее: «Оставивше тьму идолослужения и с горячей любовью прияв свет веры Христовой, явилася ты, Людмила, яко звезда утренняя». Вот это принятие Крещения, оно как раз-таки сделало Людмилу такой первой славянской святой, которая представляла из себя христиански просвещённого правителя. Поэтому здесь с ней связывается метафора: «Звезда утренняя», да, такое вот светило. И в этом отношении, если мы говорим о звезде утренней, об образе луны, просвещённой от незаходимого Солнца Правды, мы можем сравнить в этом контексте то, что относится к святой равноапостольной Ольге, последовательнице, духовной последовательнице святой Людмилы, потому что, например, в «Повести временных лет» Нестора о святой Ольге сказаны подобные слова, «была она предвозвестницей в христианской земле, как утренняя звезда перед Солцем, как заря пред рассветом». Вот опять мы видим такие синонимические метафоры. Что нам ещё раз позволяет сказать, что святая Людмила была действительно праматерью славянских княжон, и вообще славянских святых.
Елизавета Волчегорская:
— Я хочу попросить буквально на пару минут сделать такую историческую зарисовку, что в это время происходило вокруг, вообще, какой был историко-культурный, религиозный контекст крещения святой Людмилы и её супруга.
Анна Ланцева:
— Что касается крещения святой Людмилы, здесь существуют разные точки зрения на то, как — вместе или врозь — крестились Людмила и её супруг Борживой. Потому что всё-таки старославянская легенда нам говорит, что они вместе крестились. Многие чешские историки полагают, что к этому времени, ну полагают благодаря определённым фактам, историографическим как раз-таки фактам, что в это время Людмила могла быть беременной, да? И она не могла креститься вместе с Борживоем, поэтому её крестил позже ученик Кирилла и Мефодия — это священник, которого звали отец Павел Каих. По другой концепции, Людмила могла принять крещение от святого Мефодия уже в Средней Чехии на Левом Градце. Собственно говоря, Левый Градец — это была сердцевина, это был центр средневековой Чехии, где был построен первый христианский храм в честь святого Климента, папы Римского. Опять же интересно, храм был посвящён святому Клименту, кто же это такой? Это святой, мощи которого Кирилл со своим братом Мефодием переносят из Херсонеса, и мы, кстати, тоже знакомы с рядом иллюстраций о том, как это всё происходило. Ну и надо сказать, что Климент становится тоже ещё одной фигурой такого общехристианского универсума. Вот это старейший чешский храм на территории...
Елизавета Волчегорская:
— Я прошу прощения. Климент, он был в ссылке, да, в Крыму? И там скончался, Кирилл и Мефодий уже его мощи забрали. Он в Инкермане был?
Анна Ланцева:
— Да. И Кирилл, и Мефодий переносят...
Елизавета Волчегорская:
— В Инкерманском монастыре?
Анна Ланцева:
— Да, в Инкерманском монастыре, ну и, конечно же, другим центром почитания святого Климента была базилика святого в Италии, Сан-Клементино так называемая базилика. Но это правда уже другая страница, связанная с европейской историей больше нежели с историей со славянской, но всё-таки в славянском мире святой Климент воспринимался как свой святой, поэтому это, наверное, важно указать. Но и важно указать, что храм на Левом Градце, это был первый, самый ранний, храм на территории Чехии. И считается, что именно в этом храме служил отец Павел Каих, священник, который прибыл вместе со святыми братьями. Но мы, к сожалению, о нём ничего практически не знаем. Некоторые полагают даже, что его вот такая фамилия или прозвище — собирательного характера. Может быть, это действительно был не один священник, а ряд тех священников, которых подготовили в ходе миссии святые братья. И жизнь Борживоя и Людмилы — это была жизнь утверждения и установления христианства в чешских землях, потому что количество храмов возрастает. После постройки храма святого Климента на территории нынешней Праги, тогда это ещё была не Прага, для раннесредневековой Чехии это было предградье. Там строится храм Девы Марии, этот храм был построен как раз-таки Борживоем. И сейчас на территории этой застройки ведутся всевозможные археологические раскопки. Это очень интересное место на Пражском граде. Это что касается такого распространения христианства, о котором мы можем черпать из исторических источников.
Елизавета Волчегорская:
— Мы с вами начали говорить об основных вехах жития Людмилы Чешской. И как-то так вот на крещении остановились. Я предлагаю продвинуться дальше.
Анна Ланцева:
— Да. Мы знаем, о том, что у Людмилы. В соответствии опять же со старославянским житием, было три сына и дочь, было ли больше сыновей, сложно сказать. Возможно некоторые дети умерли при различных обстоятельствах, это было нередким явлением в эпоху Средневековья. Но самыми известными из её сыновей Спытигнев (это князья) и младший сын Вратислав. Спытигнев вступил на престол, когда умер Борживой, а Борживой умер где-то в 889 году, почему мы можем приблизительно указать год, потому что Людмиле в это время было 29 лет, он где-то на 2 или 6 лет старше Людмилы. И вот когда умирает Борживой, на престол встаёт Спытигнев, но он был ещё слишком молод, поэтому Людмила при нём выполняла функции регентши, те есть соправительницы. И в это время она себя могла показать как довольно-таки опытный и мудрый политический деятель. Она смогла выстроить отношения с моравским князем, это было очень важно, потому что Великая Моравия всё время считала Чехию своим вассалом, то есть то, что ниже на предел Великой Моравии, и вместе с тем удержать Чехию для своих сыновей.
Елизавета Волчегорская:
— Мы продолжаем разговор о житии святой Людмилы...
Анна Ланцева:
— Так вот после смерти великоморавского князя Святополка Великоморавская держава стала распадаться, и Чехия вышла из-под её влияния. Старший сын Людмилы Спытигнев правил 20 лет. После чего воцарился другой её сын — Вратислав, этот юноша был человеком добрым и религиозным, но во всём он потакал своей жене-язычнице Драгомире из Стодора. Это тоже ещё одна ключевая фигура, потому что с ней будет связано убийство святой Людмилы. То есть мученическая смерть святой Людмилы. Драгомира Истадо была родом из полабских славян, о чём свидетельствует вот это название племени стодорани или гавловани их называли. И соответственно эту женщину исторические хроники описывают как властолюбивую и очень жестокую, конечно, она боялась конкуренции, она не хотела этой конкуренции. Хотела сама единолично управлять чешским государством, и Людмила ей, как говорят, не по душе оказалась. Своего сына Вацлава Вратислав пожелал отдать бабушке Людмиле. И мы знаем, что Людмила воспитывала с любовью и должным трепетом своего внука, она его обучала читать по-славянски. Вообще она была ревностной ценительницей славянского языка и употреблении славянского языка в богослужении. И вот эта вот привязанность юного отрока к бабушке, это тоже могло раздражать Драгомиру. Так вот Людмила как довольно- таки мудрая правительница и вместе с тем человек, которому было присуще христианское смирение терпение, она поняла эту ситуацию, ситуацию, которая могла привести к серьёзным коллапсам, в том числе политическим, она сама тихо, смиренно покидает место правления и уезжает, удаляется на Тетин, нынешний город Тетин, тогда была там княжеская резиденция Пржемысловичей. И именно в этом городе святая Людмила проживает последние годы жизни в молитве, в помощи бедным, нищим. Вот об этой помощи, о том, как она проживала на Тетине очень подробно и красиво описывают латинские источники, чего нет в старославянском житии. Но тем не менее, несмотря на то, что Людмила уже никому не мешала, Людмила не участвовала в политических делах, тем не менее Драгомира свою злобу хранила и послала двух бояр, их имена Тунна и Гоммон. Эти имена сохранились в латинском житии, по всей видимости, имена варяжские, скандинавского происхождения. Вот они едут в Тетин, где находилась Людмила, была она там практически одинока. У неё там небольшая свита изображается, когда в одном из чешских кодексов — это Велиславова библия изображён переезд Людмилы на Тетин. И вот эти двое врагов врываются в княжескую резиденцию и пытаются убить Людмилу. Перед смертью она говорит им такие слова: «Подождите, позвольте мне закончить молитву». И тогда она действительно заканчивает молитву словами из «Молитвослова»: «В руце Твои предаю дух мой». И после этого Тунна и Гоммон набрасывают на неё повой, такой платок, и её убивают. То есть как считается, её задушили. Опять же возникает вопрос, почему её задушили, а не убили, хотя сама Людмила по латинскому житию думала, что её убьют, то есть прольют кровь. Вот это как раз-таки пролитие крови — признак мученичества за веру Христову. Считается, что у скандинавских народов было такое поверье: если женщина остаётся одинокой, остаётся вдовой, у неё нет мужа, её нельзя убивать так, чтобы пролить кровь. Очевидно в связи с этими поверьями...
Елизавета Волчегорская:
— Поражена жестокостью нравов. Даже специально в народном поверье расписано, как надо людей убивать., что-то бесконечно далека от скандинавов того времени.
Анна Ланцева:
— Да, они просто были язычниками в то время и поэтому христианские нравы — смирение, терпение, любви к ближнему — они были очень далеки от них. Ну надо сказать, что последующая участь Тунны и Гоммона была очень печальна. Оба они погибли, погибли их дети. Вот такая драматическая судьба с одной стороны и такая величественная смерть, смерть христианки, смерть первой святой славянского мира. Это всегда как-то воодушевляет. По крайней мере, должно воодушевлять православных христиан и славянское христианское сообщество.
Елизавета Волчегорская:
— Буквально вчера церковь праздновала память святой Людмилы Чешской. Я напоминаю, что в этом году исполнилось 1100 лет со дня её мученической смерти. Я предлагаю поговорить о том, как жизнь святой отразилась в русской культуре и, может быть, в истории взаимоотношений России и Чехии.
Анна Ланцева:
— Ну, во-первых, житие святой Людмилы на старославянском языке — это был очень важный памятник. Это было то житие, которое читалось во время богослужения. И количество списков с этого жития оно огромное — 300 списков, я думаю, есть ещё списки, о которых мы не знаем, которые придётся ещё открыть. Это житие было характерно для того периода, которое в литургике называется Студийским уставом. И он существовал вплоть до 14 века, когда Церковь переходит на Иерусалимский устав. И вот в этот период какое-то произошло серьёзное изменение, потому что это житие уходит из литургической практики, ну а поскольку это житие не используется в богослужении, его меньше читают и количество этих экземпляров перестаёт расти, а наоборот, идёт на убыль. Надо сказать, что вплоть до настоящего времени это житие используют лишь старообрядцы поморского согласия.
Далее хотелось бы сказать о славянских межкультурных связях, культурно-историческом и духовном диалоге, что было связано с деятельностью Сазавского монастыря в Праге, о котором мы говорили в прошлой передаче, но думаю, следует напомнить. Это очень важный центр славянской культуры и письменности. Действительно святая Людмила как почитательница славянской письменности и культуры, славянского языка, как крёстная духовная дочь святого Мефодия брата Кирилла, она положила своей деятельностью, своей жизнью основу для появления такого монастыря, где переписывались рукописи. Этот монастырь поддерживал тесные связи с Киево-Печерским монастырём, с великой святыней, центром христианской, впоследствии православной Руси. Почему я очень часто использую слово христианский, потому что мы должны понимать, что святая Людмила жила в тот период, который называется «до схизмы», то есть до 1054 года, до разделения на православных и католиков. Поэтому всё то наследие, которое принадлежит святой Людмиле и её святому внуку, оно всё-таки христианское, это то наследие, которое нас связывает в Духе и вере, слове и истине. Ну и, конечно, не исключено, что это старославянское житие, о котором я говорила, оно всё-таки пришло из Сазавского монастыря. И возможно ранние рукописи — это тоже деятельность Сазавского монастыря. Ну и наше русское влияние оказалось исторически вписанным в историческую, культурную страницу этого монастыря, мы с вами знаем, о том, что мощи первых ранних святых тоже вложили в один из ораториев, то есть в один из алтарей Сазавского монастыря, о чём упоминает продолжатель чешского хрониста так называемый монах Сазавский, написавший целую хронику историческую. Что же касается русской иконографии святой Людмилы, то она всё-таки относится к более позднему времени, где-то к 17 веку, и первое изображение мы находим в городе Тутаеве, в храме Крестовоздвиженский собор города Тутаева, это Ярославская область, и вот во втором ярусе восточной стороны, северо-западного столба там изображена святая Людмила, у неё прекрасное цветное одеяние, которое действительно соответствует иконографии Древней Руси. И такое богатство, обилие цвета указывает на то, что это знатная жена, жена непростого сословия, княжеского сословия. И изобразили эту фреску древнерусские мастера, которые входили в мастерскую Гурия Никитина. Интересно то, что святая изображена также с белой шалью, а шаль или повой — это тот символ, которым была удушена, умерщвлена святая Людмила, он становится действительно сакральным символом. А в правой руке святая держит восьмиконечный крест. Опять же и шаль, и крест — это всё символы мученичества. Откуда мы узнаём, что ранние изображения святой Людмилы, они датируются 17 веком? Дело в том, что на Руси существовали иконописные подлинники, в которых был представлен иконописный канон, в которых было сказано, как изображать святую или с кем, с какой русской святой можно сравнить того или иного святого западной церкви, раннего святого мученика. И вот это в Клинцовском иконописном подлиннике, который находится в библиотеке в Санкт-Петербурге российская национальная библиотека, сказано следующее: «И святыя мученицы Людмилы княгини», — дальше поставлена точка (даже визуально помню, как это написано), — аки Елена или Олга княгиня«. Это 23-й лист оборотной стороны. Вот это нам позволяет сделать вывод о том, как должна быть изображена святая Людмила. Сейчас изображение святой Людмилы мы можем найти пусть не в каждом русском храме, но всё-таки. Изображение святой Людмилы находится и на подворье Чешских земель и Словакии — это храм святителя Николая в Котельниках. Там святая изображена в красивом красном, а красный — это в Древней Руси всегда красивые красные одеяния, которые украшены золочёными нитями, в белом таком длинном платке-шарфе, на ней корона, головной убор, и в руках она держит тоже восьмиконечный крест. Вот это изображение было изготовлено в мастерских Новоспасского монастыря, ну вот изображение, конечно же, сравнительно недавнее. Мы должны сказать, что святая Людмила изображена на столбе в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры наряду с другими, уже русскими, князьями, вот это ещё раз нам доказывает, как святая Людмила вписана в собор русских святых. Ну и нужно сказать, что современный реставратор, художник, иконописец Иулиания Соколова, она как раз из иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры, она сделала прориси святых, в числе этих прорисей мы можем увидеть изображение святой мученицы Людмилы. И в этом отношении монахиня Иулиания Соколова соответствует во многом клинцовскому иконописному подлиннику «аки Елена или Олга царица». Ну, и конечно же, святая изображена там также с восьмиконечным крестом. Ну вот я уже говорила, что повой или шарф — это символ её мученической кончины, а крест — это универсальный символ мучеников, поэтому изображение святых с крестом оно символизирует их мученическую кончину. Это, во-первых. А во-вторых, святую Ольгу, если мы посмотрим на более ранние изображения, да и поздние в том числе, святая Ольга тоже изображена с крестом, не всегда с 8-конечным, конечно, но тем не менее она всегда изображена с крестом, потому что крест — это ещё и символ крещения. А святая равноапостольная Ольга считается первой христианкой Древней Руси.
Елизавета Волчегорская:
— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер» и у нас на связи кандидат культурологии, богемист, руководитель инициативной группы по культурным мероприятиям, посвящённым памяти святой Людмилы Чешской, Анна Ланцова. Я напоминаю, что буквально вчера, 29 сентября, святая Церковь праздновала память Людмилы Чешской. Кстати, всех Людмил с небольшим опозданием поздравляю с именинами. Мы говорим о значении этой святой в том числе и для России, и я хотела попросить Анну Михайловну об инициативной группе, о том, какие мероприятия для...вот мне вот не нравится слово «популяризация», слово «просвещение» хорошее, но оно, наверно, не совсем уместно. Я хотела вас попросить рассказать о мероприятиях, которые вы проводили вашей инициативной группой, проводите и будете проводить для того чтобы как можно больше наших соотечественников узнали об этой великой святой.
Анна Ланцева:
— Всё началось с того, что в 2017 году побывав на конференции, посвящённым святым Кириллу и Мефодию в кафедральном соборе святых в Праге, мы разговорились с архиепископом Чешских земель и Словакии Михаилом Дандаром, и я ему поведала о своей идее создать подобную группу, для того чтобы русские люди узнали о первой святой, ну и, конечно же, почитание этой святой возросло в рамках Русской Православной Церкви. Владыка дал согласие, не письменное, устное. И сказал: «Да-да, это очень важно, делайте, делайте, всё от вас зависит». И уже в этом году...
Елизавета Волчегорская:
— Благословил!
Анна Ланцева:
—Да! Можно сказать, так: благословил на устах! В этом году мы начали проведение первого концерта. Собственно, мы провели первый концерт, этот концерт был таким музыкальным посвящением святой Людмиле, в нём участвовали различные музыканты, инструменталисты, певцы, вокалисты. На этом концерте были исполнены произведения чешских классиков, таких как Бедржих Сметан, Антонин Дворжак, известные красивые славянские танцы Антонина Дворжака. Вот на первом концерте это исполнялось. Второй концерт последовал через год. И второй концерт был своего рода логически музыкальным продолжением первого концерта, мы исполнили те вещи, которые слушатели ещё не услышали на первом концерте. Также мы акцентировали внимание на творческих связях Антонина Дворжака и великого русского музыкального гения П.И. Чайковского. Наконец, в 2019 году, решив как-то разнообразить тематику и форму наших выступлений, мы подготовили литературно-музыкальную композицию, которая называлась так: «Великое служение славянам». Это цитата из стихотворения Ф.И. Тютчева. И вторая часть этого названия: «Княжны Людмилы память не забвенна». В рамках этой литературно-музыкальной композиции принимали участие артисты театра «Оранжевое небо» Людмила Кошута, Виталий Колдаев. На этой литературно-музыкальной композиции был художественно освещён пласт, связанный с житием святой Людмилы, конечно же, там исполнялось само житие и давались определённые художественные интерполяции этого.
Также примечательно и то, что к этому мероприятию было сочинено поэтическое житие-трилогия, автор этих стихов протоиерей Леонид Сафронов, вятский священник, член Союза писателей, его очень заинтересовала личность и духовный путь святой Людмилы. Он написал трилогию, разместив стихотворение следующим образом: сначала Людмила воспитывает своего внука Вацлава, затем мученическая смерть Людмилы и, наконец, мученическая смерть самого Вацлава. И эта трилогия сопровождалась красивыми музыкальными заставками из переливов Гаврилина, из оратории Антонина Дворжака «Святая Людмила». Мы в музыкальном плане всячески пытались в музыкальном плане свести это к чешско-русским культурно-музыкальным связям.
Вот эта композиция была представлена дважды. Премьера состоялась в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына перед самим днём памяти святой Людмилы, а второй раз это уже происходило зимой в рамках Центра славянских культур в библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
На следующий год — это уже 2020 год, мы готовим следующую литературно-музыкальную композицию, посвящённую уже не только Людмиле Чешской, но и её внуку Вацлаву, потому что мученическая кончина и жизненный путь святого Вацлава — патрона Земли Чешской, покровителя чешского народа и чешского языка она во многом повторяет тот духовный жизненный путь, который проделала святая Людмила. И эта композиция была названа: «Светило Богемской земли», композиция посвящена первым чешским святым. Такой художественно-поэтический музыкальный раздел нашей деятельности. Конечно же, нельзя не сказать о просветительском блоке. Это то, что касается проведения всевозможных лекций, наши лекции проводились на базе Центра славянских культур в библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино, а также в Доме А.Ф. Лосева. Лекции были посвящены святой Людмиле, её духовному пути, её образу в контексте историко-культурных реалий совершенно разных эпох, а также лекции, посвящённые святому Вацлаву или связям историко-культурным и духовным святого Вацлава с его бабушкой, святой Людмилой. В этом юбилейном году, когда вспоминается 1100-летие со дня мученической смерти святой Людмилы нами запланирован ряд мероприятий. Следующее мероприятие состоится 3 октября, в воскресенье, в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына, в этот день пройдёт литературно-музыкальная композиция «Великое сокровище славянской благодати». Начало в 15.00, в три часа. Эта композиция будет посвящена дню и событиям мученической смерти святой Людмилы Чешской. На нём прозвучат песнопения как на чешском, так и на славянском языках.
Елизавета Волчегорская:
— Как туда попасть?
Анна Ланцева:
— Вход свободный, но необходима регистрация по телефону Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Следующее мероприятие, которое было нами запланировано — это выставка с таким названием: «Святая Людмила — колыбель чешской святости». Она пройдёт в ноябре в Центре славянских культур библиотеки иностранной литературы. На этой выставке вы узнаете не только о жизни, о событиях, связанных с жизнью святой Людмилы, но также о ранних чешских святых — святом Вацлаве, Прокопе — это основатель Сазавского монастыря, святом Иване Чешском, это первый чешский пустынник и святой, который во многом повлиял своим духовным потенциалом на святую Людмилу и её супруга Борживоя. Выставка будет сопровождаться фрагментами из литературно-музыкальной композиции. Я также хотела бы сказать, что все эти мероприятия требуют много физических сил, подготовки. И самое сложное, что для нашей инициативной группы ложится каким-то бременем — это оплата видеорежиссёрам, актёрам, музыкантам, поэтому я как руководитель группы хотела бы попросить всех тех, кто небезучастен к славянским святыням, к первой славянской святой мученице, по возможности перечислить деньги. С нами можно связаться по сайту: seintludmila.ucoz.net, а также по электронной почте: seint_ludmila2021@mail.ru.
Елизавета Волчегорская:
— Спасибо большое. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас на связи была Анна Ланцева — руководитель инициативной группы по культурным мероприятиям, посвящённым святой Людмиле Чешской. Кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры и соорганизатор проекта «Святые славянского мира» при Центре славянских культур в библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Всего доброго!
Анна Ланцева:
— Всего доброго!
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.