
Христианство стало дозволенной религией в Римской империи благодаря Константину Великому. Гонения на последователей Христа прекратились, им разрешили открыто совершать богослужение. Интересно, что сам император Константин, хотя и был покровителем Христианской Церкви и даже прославлен в лике святых, стал христианином только перед смертью. Он принял крещение на смертном одре, большую часть своей жизни Константин числился оглашенным, то есть готовящимся войти в Церковь. Почему же нехристианин так защищал христианство? Ответ нужно искать в биографии правителя. Путь Константина к титулу правителя всей Римской империи был труден. В 312 году его войско должно было сразиться с очень сильным соперником — Максенцием, еще одним претендентом на единовластие в империи. Перед битвой Константин увидел знак от Бога. Свет солнца вдруг приобрел крестообразное очертание, и правитель услышал голос с Неба: «этим знамением победишь». Константин велел своим воинам нанести знак креста на щиты, затем последовала грандиозная победа. Впоследствии святой император одобрил появление праздника в честь креста Христова — Крестовоздвижения.
Православное отношение к Кресту Христову выражает кондак праздника Крестовоздвижения. Кондак — особый вид песнопения, в котором в сжатом формате излагается смысл церковного торжества. Церковнославянский текст кондака Крестовоздвижения звучит так: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу».
По-русски этот текст выглядит так: «Вознесённый на Крест добровольно, соимённому Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, — да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы». Кондак Крестовоздвижения говорит нам о том, что жертва Христа была добровольной. Сын Божий позволил Себя убить, чтобы Своей смертью и воскресением спасти всех людей, дать им возможность войти в Царство Небесное. У древних римлян крест считался знаком позора, средством казни отъявленных преступников. Спаситель сделал Крест символом победы — над грехом, дьяволом и смертью.
Кондак праздника Крестовоздвижения несколько раз исполняется хором во время богослужения. В частности, после того, как в центр храма выносится крест с изображенным на нем распятием Спасителя. Вынос креста — одна из традиций праздника Крестовоздвижения. Так Церковь напоминает прихожанам, какой ценой была дарована людям победа над смертью и возможность обитать в Царствии Небесном. А теперь давайте послушаем кондак Крестовоздвижения в исполнении хора Минской духовной семинарии.
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки