2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Итак, в сегодняшнем чтении апостол рассуждает о щедрости, как делал это в нескольких предыдущих главах. Община христиан в Иерусалиме была довольно бедной, и Павел стремился всячески ее поддерживать. Коринфяне были одними из первых, кто согласился собрать средства в помощь иерусалимлянам, которых апостол называет святыми. Особенно же он радуется тому, что щедрость коринфян не остается без ответа, так как община, которая получает от них помощь, в свою очередь молится своих благодетелей. Они славят Бога за людей, которые услышали Евангельскую весть и открыли свои сердца для помощи ближним, проявив великодушие. Жизнь христианской церкви того времени предстает перед нами во всей ее внутренней красоте, во взаимосвязи и взаимопомощи общин, которые не имеют никаких средств связи подобных нашим, которые не знают друг друга лично, но которые поддерживают друг друга тем, чем они богаты.
Однако в середине чтения мы слышим резкую перемену в тоне апостола. Из текста становится ясно, что некоторые члены общины поддались слухам, которые распространяли о нем лжебратья, пришедшие в Коринф. Ни много ни мало, его обвиняют в том, что он поступает по плоти, или, проще говорят, собирает деньги для себя. Подобное обвинение было для апостола тяжелым и возмутительным. Ведь будучи человеком очень ревностным, в личном общении он был скромен и настолько боялся смутить учеников разговором о деньгах, что стремился полностью сам себя обеспечить, зарабатывая на жизнь плетением палаток.
Конечно, обвинения, которые против него обращают, очень серьезны. Ведь если он обманывает, коринфян и забирает себе деньги, собранные на бедных братьев из Иерусалимской общины, он попирает самое главное в христианской жизни — жертвенную братскую любовь. Допустившие такое пытались лишить апостола всякого авторитета.
Что же делает апостол? Возмущается и начинает оправдываться? Нет. Он уверен в себе и остается спокоен, хотя и тонко намекает, что может строго спросить с тех, кто распространяет о нем такие слухи. Но все же, если он и будет бороться за свою репутацию, то будет делать это не плотскими методами. Он говорит, что надеется не на свое красноречие, но на Бога и призывать судить о нем не по чужим словам, но по той жизни, которую он ведет.
Конечно, обстоятельства нашей жизни сильно отличаются от тех, в которых находится апостол. И все же злые слухи и сплетни не перестали быть частью общественной жизни. Иногда даже кажется, что люди охотнее верят в плохое, чем в хорошее. Христиане, конечно, не должны быть такими. Естественно, сохраняя бдительность, мы должны стремиться всегда и во всем сначала увидеть доброе.
«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская
У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская.
Мы говорили об истории фресок некогда затопленного Макарьева Свято-Троицкого мужского монастыря в Калязине, о том, как они были сохранены и где их можно увидеть сейчас.
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе