2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел различает два вида печали, которая может посещать человека: печаль ради Бога и печаль мирская. О чем же идет речь?
Печаль мирская — результат того, что мы слишком привязаны к земному, и испытываем внутреннюю неудовлетворенность от того, что не можем добиться успеха в наших делах. Она посещает нас, когда мы теряем что-то для нас ценное и, как нам кажется, важное, однако совсем необязательное с точки зрения спасения души. Это может быть материальное благополучие, разного рода наслаждения, признание окружающих, близкие люди, на которых мы чрезмерно сосредоточены. Лишаясь этого, человек впадает в депрессию, уныние, апатию и тоску. Он неизбежно начинает роптать на Бога, Который, по его убеждению, является виновником его потери. В обиде он закрывается от Творца и лишает себя таким образом Его благодати. Закономерно, что такая печаль отнимает у души жизненные силы, она словно иссушает ее. Поэтому и говорит апостол, что мирская печаль производит смерть.
Совсем иначе воздействует на нашу душу печаль ради Бога. По словам отцов Церкви, это раскаяние в совершенных грехах, которые разлучают нас с Творцом. Такое сокрушение неизбежно рождает в душе желание пересмотреть свою жизнь, исправиться. Приобрести именно это состояние апостол Павел призывает сегодня и нас. Ведь печаль ради Бога и новый образ жизни, который является ее прямым следствием, привлекает в наше сердце божественную благодать, наполняет душу свежими силами и является на самом деле источником подлинной духовной радости.
Ничего не меняется. Мария Чугреева
«Покайтесь, потому, что приблизилось Царство Небесное!» Это — слова Спасителя, которые он произнес после Крещения.
Мы часто исповедуемся, пишем наши грехи на бумажке, или произносим вслух, на общей исповеди или один на один со священником. Только это просто констатация факта совершения грехов. Грешен, грешна, батюшка. А дальше по списку... Но список, как правило, не меняется и меньше не становится. И от исповеди до исповеди из года в год... Исповедь — как бы допуск к Причащению. Вроде бы, все так, мы постимся, очищаем душу перед тем как вкусить святые Дары — тело и кровь Христову. Но не происходит главного. Мы не меняемся.
Я наблюдаю за собой, и вижу, что раз от падаю примерно на одном и том же. Мои слабые мести. Противник знает их. И в каждом новом поединке оказывается сильнее. Снова проявляется то, в чем совсем недавно исповедовалась.
Проблема в том, что осознание греха — это постановка диагноза, а лечение души — то самое изменение, которого как раз и не происходит. Потому, что перечислить грехи значительно легче чем ежедневно бороться с духовной расслабленностью, ленью, раздражительностью, обидчивостью, злопамятством.
Мы как бы идем по накатанной, от воскресенья до воскресенья, от исповеди до исповеди. Поэтому так важно не просто перечислять мысли и поступки, отделяющие нас от Бога, предваряя это фразой «грешна, батюшка», а все-таки шаг за шагом стараться избавляться от болезней души. Стараться пусть в малом, но поступить иначе, по Божьи. И конечно, молиться! Ведь без помощи Божией изменить себя невозможно. Укрепи нас в этом, Господь.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Вставай. Мария Чугреева
Все мы, наверное, замечали: как только кажется, что ты со всеми в мире, в душе радость и покой, Господь помогает в твоих делах и все безмятежно, тут же происходит какое-то событие, выбивающее тебя из состояния равновесия. Христиане называют это искушением.
Недавно я говорила с одним священником на данную тему и сетовала на то, что вслед за подобными «падениями» у многих возникает уныние и даже отчаяние. Как это могло случиться? Я так старалась или старался? Священник ответил просто — искушения посылаются нам для смирения. Ведь какую, казалось бы нам большую работу мы не проделывали, она все равно ничтожно мала. Ведь мы — люди, а значит — грешные, немощные. Поэтому, когда нам кажется, что мы поднялись на какую-то духовную ступеньку тут же, как в детской игре ошибаемся, и это отбрасывает нас на несколько позиций назад. Вопрос в другом: как относиться к собственным падениям? Можно спрашивать себя, как со мной это могло произойти? А можно сказать: «Да, так случилось, но я поднимусь, встану и снова сделаю шаг навстречу Богу», а Он, видя мою немощь и неспособность что-либо сделать без Его помощи, обязательно поможет, поддержит.
И тот самый батюшка привел в пример двух предавших Христа людей — апостола Петра и Иуду. Только один покаялся, и Господь принял его в свои объятья, а позже и прославил, а другой по гордыне совершил страшный грех, отказавшись от самого главного Божественного Дара жизни! Как сказал святитель Геннадий Константинопольский: «Не говори: "я много согрешил, поэтому не смею припасть к Богу"». Поэтому, не надо отчаиваться и даже мысленно впадать в иудин грех! Нужно тут же после падения вставать и идти дальше, но обязательно с рвением и желанием исправления. Мне бы очень хотелось этому научиться!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
А ты его простил. Мария Чугреева
Как научиться прощать и просить прощения? Мне кажется, это один из самых трудных вопросов, на который мы пытаемся найти ответ. Современный мир диктует установки, которые отличаются от евангельских принципов бытия. Будь первым, независимым, самодостаточным, самостоятельным. Сколько определений, в основе которого — «сам»... Культ «самости», а по другому, гордыни. Поэтому, способность прощать и просить прощения представляется недостижимой.
На вопрос, как научиться прощать и просить прощения мне недавно ответил протоиерей Александр Ильяшенко, рассказав одну интересную историю. В монастыре между двумя монахами случилась размолвка. На следующий день один из них пошел в келью к другому, чтобы попросить прощения, но тот на порыв не среагировал и ответил некой холодной фразой. Монах обиделся и пришел к старцу, своему духовнику: «Отче, как же так, я пошел просить прощения, а он так холодно меня принял, почему?» На что старец сказал: «А ты то его простил?» Тут монах понял, в чем дело, и искренне простив брата и пожелав мира с ним, вновь устремился в келью. А тот уже открыл дверь и свои объятья.
Как важна чистота помыслов, насколько правильно перед тем, как попросить у кого-то прощения, искренне простить самому, тем самым открыть путь к примирению. А если вдуматься, скольких людей в нашей жизни мы теряем только из-за того, что в какой-то момент гордыня в нашем сердце возобладала над любовью. Мы ссоримся с близкими, расходимся с теми, кого когда-то считали другом, уходим с любимой работы просто из-за обычного недопонимания с коллегами. Так уж важно остаться в этой «самодостаточности», «самостоятельности»? И в одиночестве? А может быть, просто простить, попросить прощения и открыть дверь своей души навстречу миру и любви?
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение