2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Кого мы с вами называем святыми? Святой это человек, который упорядочил свою жизнь в соответствии с законом Христовым. Жизнь не только внешнюю, но, что самое важное, — жизнь внутреннюю. Другими словами, святой — тот, кто привел в порядок своего «внутреннего человека». Часто на языке Библии этот «внутренний человек» называется просто — «сердце». Какими же свойствами оно должно обладать? Сегодня апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, говорит именно об этом: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас». Итак, один из важных признаков духовно здорового сердца — это его широта. Когда мы сегодня встречаем такого человека, то говорим: «какой удивительный человек, какая широкая у него душа, какое у него большое сердце»!
Откуда же появляется у него такое свойство. Наше сердце не просто средоточие чувств, это некое место, в котором открывается Бог. Именно поэтому Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть». Задача человека раскрыть в себе эту Божественную глубину. Бог нисходит в сердца людей, которые приготовили там для Него место. А Бог, как говорит апостол Павел в другом месте, — это бесконечная «широта и долгота, и глубина и высота», которая все содержит в себе. Поэтому и сердце святого приобретает эти свойства. Оно дарит себя миру, а мир дарит себя ему. Мир переживается таким сердцем полнее, глубже, осмысленней. По словам прп. Исаака Сирина, «Это есть возгорение сердца у человека о всем творении, о птицах, о животных,... и о всякой твари». Все имеет отзвук в таком сердце и все дарит ему радость.
Зачастую наши сердца больны. Прп. Макарий Египетский говорит: «в одном сердце действенны два рода жизни — жизнь света и жизнь тьмы». Если свет — это сердечная широта, то тьма — это сердечная узость, теснота. Наше сердце часто бывает словно скукожено, бесчувственно. Порой в нем нет места даже для родных и любимых людей, не говоря о Боге. Почему? Свободное сердечное пространство, предназначенное для Бога, мира близких и родных заняли страсти. Когда кто-либо пытается в него проникнуть с просьбой о любви, о помощи, о внимании, оно отвечает раздражением, злобой, вспыльчивостью. Таким образом мы сами отказываемся переживать в полноте то, что нас окружает. Наш мир блекнет, сереет: «Жизнь превратилась в рутину, — говорим мы, — нет радости, нет света». Именно поэтому отцы придают такое большое значение борьбе со страстями. Борьба с ними жизненно необходима, иначе человек задохнется в своем одиночестве, бесчувствии и черствости. Выкорчевывая страсти из сердца, мы освобождаем в нем место для Бога, а, значит, делаем его способным вместить и весь остальной мир, который дарит нам свои радости.
А потому да даст нам Господь, по слову апостола Павла, «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что такое широта и долгота, и глубина и высота».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.