Пожалуй, нет такого русского монастыря, такой православной библиотеки, в которых бы не нашелся томик поучений Преподо́бного Дорофея. Известны случаи, когда просветители земли русской собственноручно переписывали поучения Дорофея. Его мудрые слова поддерживали иноков в каждодневных послушаниях в монастыре, в беседах с братией, в дни печалей и сомнений. Мудрость Дорофея и по сей день ведет по жизни тех, кто вступил на путь духовного познания.
Авва Дорофей родился в начале шестого века в городе Ашкелон в Палестинских землях. Семья его была весьма состоятельна и Дорофей получил хорошее светское образование. Правда не сразу в нем проснулась тяга к мудрости. Позже он писал: «Когда я приходил брать книгу, то шел как к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении».
Дорфей мог сделать блестящую светскую карьеру, но отказался от этой стези и поселился в пустыне близ Газы, в монастыре святого старца-аскета аввы Серида. Поначалу он поручил Дорофею принимать путников и паломников, среди которых было немало людей немощных, больных, впавших в отчаянье. И хотя сам Дорофей только что перенес тяжелую болезнь, он без сна и отдыха заботился о благе богомольцев, отлучаясь лишь на молебны.
Когда же брат Дорофея на свои средства построил в монастыре больницу, то Преподобный выбрал для себя новое послушание – он ухаживал за больными. «Поверьте мне, - говорил он о немощных, - я так уважал их, словно от них зависело мое спасение».
Десять лет Дорофей был келейником Иоанна Пророка и не упускал ни одной возможности побеседовать с великим старцем. Он охотно слушал наставления и других отцов обители – преподобных Зосимы и Варсануфия. Дорофей записывал беседы с мудрыми старцами, записывал и свои размышления о духовном пути христианина и монаха.
Эти записи и вошли в классических список аскетической литературы, став настольной книгой для иноков и мирян. Преподобному Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с ответами преподобных Варсануфия и Иоанна Пророка. В рукописях сохранились также слова о подвижничестве и наставления Преподобного Зосимы. Главное отличие поучений аввы Дорофея - ясный, легко доступный для понимания стиль изложения.
После смерти отца Иоанна Пророка Преподобный Дорофей ушел из монастыря и уединился в пустыне. Но скоро к нему стали приходить паломники и вокруг Дорофея образовалась новая обитель. Преподобный прожил в монастыре как равный среди прочих иноков до самой кончины.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.