Крестьянин Афанасий Иванович Федченков стоял перед иконами и горячо молился. Он просил Бога сохранить своего новорождённого сына — младенца Иоанна. Прижимая к груди ребёнка, со слезами молилась и мать — Наталья Николаевна. Мальчик появился на свет всего несколько часов назад — слабым, едва живым. «До завтра может и не дотянуть», — покачала головой акушерка.
Родители спешно послали за священником, чтобы окрестить ребёнка. И случилось чудо — Ваня быстро окреп. Господь по молитвам отца и матери сохранил мальчика для славного будущего. Пройдёт время, и он станет православным подвижником, миссионером и духовным писателем. Примет монашеский постриг с именем Вениамин и будет возведён в сан митрополита. Но всё это случится позже. А пока отец и мать благодарили Бога, слушая, как их маленький сын заливисто смеётся в колыбельке, потому что старший брат Миша строит ему смешные рожицы.
На дворе был конец 19 века. Семья Федченковых жила в Ильинке — поместье дворян Боратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. У господ Боратынских Афанасий Иванович служил конторщиком. Митрополит Вениамин вспоминал, что отец его был тихим и кротким. По вечерам, вернувшись с работы, он подолгу сидел на крыльце дома и смотрел на звёздное небо. Часто к нему присоединялся и Ваня. Отец показывал мальчику созвездия, рассказывал, как мудро Господь Бог устроил движения небесных светил.
Матушка митрополиту Вениамину запомнилась деловой, энергичной, сильной духом женщиной. На плечах Натальи Николаевны было домашнее хозяйство и забота о детях. А за ними, особенно за Ваней, нужен был глаз да глаз! Как-то раз они с братом Мишей увязались за матерью на речку. Наталья Николаевна стирала, а ребята побежали купаться. Ване непременно захотелось опередить старшего брата и зайти в реку глубже, чем он. Шаг, другой — и вдруг мальчик с головой ушёл под воду! Очнулся дома, в кровати. Тогда и узнал от брата, что мать кинулась за ним прямо с мостка, на котором полоскала бельё. Вытащила, откачала...
Однажды Наталья Николаевна взяла Ваню с собой в паломничество в Воронеж — к мощам святителя Митрофана. В этой поездке произошёл удивительный случай. В храме к ним подошёл монах. Благословив мальчика, он сказал матери: «Сын твой будет светочем духовным».
Наталья Николаевна запомнила эти слова. И поняла, что они начинают сбываться, когда Ваня сказал ей о своём желании стать священником. После того, как сын окончил сельскую школу, она отвезла его в Тамбов, где определила в духовное училище. Но за образование нужно было платить, а семья Федченковых жила бедно — к тому времени Афанасий Иванович скончался, и мать растила детей в одиночку. Чтобы Ваня смог выучиться, Наталия Николаевна пошла работать коровницей к помещикам Боратынским. Теперь с домашними хлопотами ей пришлось совмещать тяжёлый труд на скотном дворе. Позже митрополит Вениамин напишет, что не сразу осознал, на какую жертву пошла его мать из любви к нему.
Жертва была не напрасной — мудрым словам митрополита Вениамина внимали тысячи людей. Так, к примеру, в 1941 году он проповедовал на огромном, переполненном стадионе Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке. В проповедях и духовных произведениях митрополит часто упоминал своих родителей. «Они достойны того, чтобы сын благодарно вспоминал о них», — говорил митрополит Вениамин (Федченков).
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.