
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Все послания Павла написаны по какому-то поводу. При их помощи апостол регулировал жизнь тех христианских общин, которые основал. Отрывок, который только что прозвучал, — фрагмент послания апостола Павла участникам христианской общины города Коринф. Здесь назрел болезненный раскол. Его причиной стало то, что внутри некогда единой общности появились фракции. Представители каждой считали себя последователями того или иного выдающегося проповедника Евангелия и по ряду вопросов не хотели уступать своим оппонентам, ссылаясь на авторитет своего духовного учителя. Известно даже то, какие конкретно фигуры в их сознании пользовались наибольшим уважением и почётом. Были те, кто считал себя учениками Павла, Аполлоса, Кифы, то есть, апостола Петра, наконец, Самого Христа. В своем послании апостол реагирует очень эмоционально. Несмотря на то, что в Церкви есть много духовно одарённых людей, не они в конечном счете являются её основателями. В основе Церкви находится Христос, его смерть и воскресение. И все, кто желает стать последователями Евангелия, крестятся во имя Христа, а не во имя своих духовных наставников.
Проблема, с которой столкнулись коринфские христиане, не теряет актуальность до сих пор. У человека всегда есть желание найти того, что мог бы стать его духовным руководителем. Провести по этой жизни. Само по себе это желание неплохое. Проблема в том, что порой духовный лидер становится для нас кем-то вроде гуру́. Закрывает собой образ Христа. Критерий того, что это происходит, довольно прост. Мы начинаем с подозрением смотреть на других священников. У нас возникают сомнения в том, что они могут научить нас чему-то важному, необходимому для спасения. Бывает даже так, что мы начинаем сомневаться в силе тех церковных таинств, которые они совершают. Не идём, например, к ним на исповедь, не подходим к Причастию, если они выходят с Чашей, не спрашиваем у них совета, если нас что-то беспокоит. Да и вообще, у нас появляется ощущение, что истина духовной жизни открыта только нам и нашему батюшке. Есть мы и есть другие, мнение и духовный опыт которых не стоит особо принимать во внимание. Это очень яркие симптомы тяжелого духовного заболевания, которое на языке христианской аскетики называется прелесть. Такое мнение о себе неизбежно приведет к расколу. Ведь Церковь как единый организм во всём его многообразии перестала для нас существовать. Мы выпали из её единства, поставили кого-то другого на место Христа. Сегодня апостол Павел обращается ко всем нам и говорит: да не будет ничего подобного среди вас. Ведь Господь в Своем Евангелии и Своими крестными страданиями за всякого человека призывает тех, кто крестился в Его имя, к милости, снисхождению и в первую очередь к единству.
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки