1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Все послания Павла написаны по какому-то поводу. При их помощи апостол регулировал жизнь тех христианских общин, которые основал. Отрывок, который только что прозвучал, — фрагмент послания апостола Павла участникам христианской общины города Коринф. Здесь назрел болезненный раскол. Его причиной стало то, что внутри некогда единой общности появились фракции. Представители каждой считали себя последователями того или иного выдающегося проповедника Евангелия и по ряду вопросов не хотели уступать своим оппонентам, ссылаясь на авторитет своего духовного учителя. Известно даже то, какие конкретно фигуры в их сознании пользовались наибольшим уважением и почётом. Были те, кто считал себя учениками Павла, Аполлоса, Кифы, то есть, апостола Петра, наконец, Самого Христа. В своем послании апостол реагирует очень эмоционально. Несмотря на то, что в Церкви есть много духовно одарённых людей, не они в конечном счете являются её основателями. В основе Церкви находится Христос, его смерть и воскресение. И все, кто желает стать последователями Евангелия, крестятся во имя Христа, а не во имя своих духовных наставников.
Проблема, с которой столкнулись коринфские христиане, не теряет актуальность до сих пор. У человека всегда есть желание найти того, что мог бы стать его духовным руководителем. Провести по этой жизни. Само по себе это желание неплохое. Проблема в том, что порой духовный лидер становится для нас кем-то вроде гуру́. Закрывает собой образ Христа. Критерий того, что это происходит, довольно прост. Мы начинаем с подозрением смотреть на других священников. У нас возникают сомнения в том, что они могут научить нас чему-то важному, необходимому для спасения. Бывает даже так, что мы начинаем сомневаться в силе тех церковных таинств, которые они совершают. Не идём, например, к ним на исповедь, не подходим к Причастию, если они выходят с Чашей, не спрашиваем у них совета, если нас что-то беспокоит. Да и вообще, у нас появляется ощущение, что истина духовной жизни открыта только нам и нашему батюшке. Есть мы и есть другие, мнение и духовный опыт которых не стоит особо принимать во внимание. Это очень яркие симптомы тяжелого духовного заболевания, которое на языке христианской аскетики называется прелесть. Такое мнение о себе неизбежно приведет к расколу. Ведь Церковь как единый организм во всём его многообразии перестала для нас существовать. Мы выпали из её единства, поставили кого-то другого на место Христа. Сегодня апостол Павел обращается ко всем нам и говорит: да не будет ничего подобного среди вас. Ведь Господь в Своем Евангелии и Своими крестными страданиями за всякого человека призывает тех, кто крестился в Его имя, к милости, снисхождению и в первую очередь к единству.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.