Пусть первым знаком нашей сегодняшней встречи, друзья, с поэтом далекого прошлого — сразу же станет его стихотворение.
Над видимым миром мы знаем другой,
Мир сущий вкруг нас и над нами.
Тот мир познаём мы лишь чуткой душой,
Не видим земными очами.
Тот мир не пространство небес голубых,
Не света дневного потоки,
Не воздух, не звёзд хороводов ночных
Искрящийся отблеск далёкий.
Тот мир не несёт на себе тех оков,
Которых привычно нам бремя.
Незримому миру бесплотных духов
Не узы, не место, не время.
Безследно те духи над нами парят,
Беззвучно меж нас пролетают,
И часто по воле Творца нас хранят,
По воле Творца нас спасают.
Граф Пётр Валуев, из книги «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года»
Петр Александрович появился на свет, когда Пушкину было шестнадцать, а отошёл к Господу в год рождения Пастернака, за десять лет до смены столетий. Он был супругом дочери Николая Карамзина, другом Михаила Лермонтова, а ещё — одним из прототипов пушкинского Петра Гринёва в «Капитанской дочке».
В годы правления императора Александра II бывший либерал, ставший твёрдым государственником, — Петр Валуев занимает пост Министра внутренних дел, а завершает своё государственное служение — председателем Совета министров.
Новому царю-Миротворцу, сменившему убитого террористами царя-Освободителя, уникальный валуевский опыт ведения дел, увы, не пригодился. Пётр Александрович плотно ушёл в писание своего уникального, к счастью изданного в 20-м веке «Дневника», в талантливую прозу (её ценил Иван Гончаров) и — в проникновенные духовные стихи.
«Да хранит тебя Бог!» — говорим, расставаясь,
Мы тому, с кем прощанье нам сердце щемит;
И когда мы расстались, — к нему обращаясь,
Наше сердце не раз те ж слова повторит.
Чтобы выразить лучшие чувства участья,
Чтоб молитвой обнять пожелания счастья,
Не могло б наше сердце и ум бы не мог
Найти слов лучше слов: «Да хранит тебя Бог!»
Жаль, что изданный Валуевым в 1884-м году хрестоматийный «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года» до сих пор не переиздан. Автор-составитель включил в него наряду с выдержками из Библии и духовной поэзии своих современников — собственные молитвенные стихи. Это была бы воистину современная и утешительная книга.
Не о себе одном горячую молитву
К Тебе, Господь, я днесь смиренно возношу.
Ты дал мне крест; вести Ты дал мне с жизнью битву:
И битву я веду, и крест свой я несу.
Но Ты не одного в пути меня оставил.
Ты спутников мне дал; Ты в душу мне вложил
Способность их любить; Ты сердце мне наставил
И пламенем любви его благословил.
О них молю, Господь! За них и сердце бьётся,
И ум упорною тоскою угнетён.
Молю, — да благодать Твоя на них прольётся,
И путь их здесь Тобой да будет озарён.
Иных уж нет со мной; но живы пред Тобою
И те, кто на пути, и те, кем путь земной
Уж пройден. Всех могу обнять двойной мольбою:
Благослови живых — усопших упокой!
Граф Петр Валуев, из книги «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.