1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
Глава 11.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Знаменитому античному философу Сократу приписывают такую очень известную фразу: «В споре рождается истина». Вопрос авторства оставим за скобками и подумаем над тем, что же на самом деле означает прозвучавшее крылатое выражение. Его, надо сказать, часто употребляют в речи любители жарких дискуссий. Так они подчеркивают свою уверенность — чем больше споришь, тем якобы большей правды добиваешься. Надо сказать, подобное убеждение является ошибочным.
Сократ, исходя из контекста его размышлений, имел в виду принципиально иное. Сам философ никогда не вступал в жаркие дискуссии. Он всего лишь внимательно слушал желавшего поспорить и задавал ему наводящие вопросы. В итоге получалось, что человек дискутировал сам с собой. И рассуждая вслух на ту или иную тему, оценивая те или иные аргументы, сам приходил к ответу — то есть рождал истину.
В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о спорах. Апостол Павел, основав церковь в греческом городе Коринфе, вскоре ощутил весь колорит местных христиан. Те по большей части являлись греками, а значит — с огромным удовольствием обсуждали, спорили, соревновались друг с другом в риторском искусстве. По большей части дискуссии сводились к теме духовности. Коринфяне с удовольствием выясняли, кто из них более духовный, а кто менее. Местная церковь в итоге стала делиться внутри себя на партии — последователей апостолов Петра, Павла, некоего Аполлоса и прочих известных в то время авторитетов.
Касались споры и соотношения полов. Некоторые христианки Коринфа прониклись, как мы бы сейчас сказали, феминистическими идеями и утратили уважительное отношение к собственным мужьям. Мотивировали они свое поведение тем, что во Христе все равны — эллины и иудеи, господа и рабы, мужчины и женщины. Были споры и иного рода.
Каждый вечер христиане Коринфа собирались вместе для молитвы и совершения Евхаристии. Однако со временем эти встречи потеряли литургический характер, превратились просто в совместный ужин, куда каждый приносил еду исключительно для себя. В итоге получилось так, что богатые христиане наедались и напивались, а бедные оставались голодными. Никто с неимущими делиться почему-то не собирался. Чем объяснялось такое жестокосердие? Тем, что каждый якобы получает от Бога по заслугам. Кто трудится, тот ест, а кто не трудится, тот, соответственно, голодает.
Узнав о том, как изменилось жизнь Церкви в Коринфе, апостол Павел направил местным христианам послание, в котором довольно сурово прокомментировал сложившееся положение дел. Давайте посмотрим, что же пишет святой о стремлении жителей Коринфа устраивать соревнования в духовной жизни. Павел говорит очень нелицеприятные вещи. Он прямо указывает, что появление Коринфской церкви — настоящее чудо Божие. Что Господь его руками основал христианскую общину не просто на пустом месте, Бог поднял коринфян не с нулевого, а с отрицательного уровня нравственности и духовности. Потому кичиться и хвалиться местным христианам нечем. Надо просто благодарить Господа за те благие изменения, что с ними произошли.
В отношении женского, так сказать, бунта Павел пишет следующее. С одной стороны, он не отказывается от своих слов, что во Христе все равны. Но это равенство не означает, что можно устраивать анархию и проявлять неуважение друг ко другу. Апостол указывает, что нет ничего плохого в иерархическом устройстве общества. Евангельская весть не устраивает революций, но освящает имеющееся положение дел, постепенно исправляя перекосы и недостатки. Муж и жена должны жить заодно. Христианская семья является малой церковью, где супруг не деспот, а подобно Спасителю жертвенно служит жене и детям. Супруга же подобно Церкви благодарно принимает его труды и отвечает мужу взаимным жертвенным служением.
В отношении же совместных трапез, то тут апостол просто призывает коринфян не позориться — не превращать литургические трапезы в безудержные вечеринки, где, правда, вдоволь едят и веселятся избранные. Павел напоминает своим ученикам, что в Церкви каждый должен поддерживать каждого, как духовно, так и материально.
Как кажется, советы великого проповедника Евангелия актуальны и сегодня. Будем же прислушиваться к заветам апостола Павла, чтобы обрести в жизни не споры, но истину.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.