
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 147 зач., X, 28 — XI, 7.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Двадцатый век не зря называют веком революций. Хотя масштабные общественные перевороты случались и ранее (вспомним хотя бы Французскую революцию), именно прошлое столетие прославилось несколькими коренными сломами привычных устоев. Так, например, большую известность приобрело движение суфражисток — активных сторонниц наделения женщин избирательным правом.
Суфражистки впоследствии дали старт более широкому феминистскому движению, фактически добившемуся полного уравнения мужского и женского полов. И сегодня мы находимся в ситуации, когда само слово «пол» является если не запретным, то в ряде случаев практически неприличным. А про эпитеты «сильный» и «слабый» я и вовсе промолчу. Но всё же нет ничего нового под луной. Сегодняшнее чтение из первого послания к коринфянам говорит нам фактически о женском бунте в древней Церкви.
После отъезда апостола Павла из Коринфа местные христианки, вдохновленные словами святого о том, что во Христе все равны — евреи и эллины, господа и рабы, мужчины и женщины — начали фактически помыкать мужьями, предъявлять им самые разные претензии. Они касались как места женщин на богослужебных собраниях, так и внешнего вида. Некоторые жительницы Коринфа отказывались покрывать голову во время молитвы, демонстрируя своё равенство с мужчинами. Апостолу Павлу пришлось урегулировать и этот аспект жизни Коринфской церкви. Святой не отказывается от своих слов о равенстве перед лицом Божиим мужчины и женщины. Но переводит разговор на более глубокий смысловой слой.
Павел призывает читателей своего послания отказаться от пустых внешних жестов, а задуматься над тем, почему Господь сотворил нас разными — одних женщинами, а других мужчинами? И какое предназначение каждый из нас имеет? Если говорить о христианском отношении к теме полов, то стоит сразу отметить — обвинения в адрес Церкви, что она пропагандирует угнетение женщин, беспочвенны.
Евангелие сообщает нам, что кроме двенадцати апостолов за Спасителем следовали также благочестивые женщины. Их вместе с некоторыми другими святыми подвижницами Церковь причисляет к женам-мироносицам — они не только заботились о бытовых нуждах апостольской общины, но и сами являлись ученицами Спасителя. Это хорошо видно на примере евангельского эпизода, когда воскресший Иисус предстает перед глазами Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Мария называет Христа учителем, и Спаситель принимает данное обращение. Тем самым приравнивает Марию и прочих жен-мироносиц к апостолам.
Итак, спутницы Спасителя получают от Него поручение идти и проповедовать — учить и благовествовать. Но это служение не означало автоматически главенство и лидерство. Власть вязать и решить получают исключительно апостолы. Они же становятся началом непрерывной цепочки рукоположений, к которым в Православной Церкви допускаются только мужчины.
Но это преимущество не упраздняет права женщин благовествовать. Примеров подобного история Церкви знает более, чем достаточно. Апостольское служение несла Пресвятая Богородица, упомянутые уже жены-мироносицы. В более поздние времена на ниве проповеди Евангелия трудились императрица Елена Константинопольская, Нина Грузинская, княгиня Киевская Ольга, просветительница Ирландии Бригитта Килдарская... Список можно продолжать и дальше. Суть от этого не поменяется.
Евангельская весть распространялась по миру не только стараниями мужчин, но и женщин. В конце концов, именно благодаря «слабому» (в кавычках) полу православная вера выжила в нашей стране во времена советских гонений. Но опять же мы видим перед собой пример жертвенного служения, но никак не претензию на главенство.
Апостол Павел в сегодняшнем послании указывает, что благодаря Христу упраздняется одно из следствий греха прародителей — насильственное подчинение женщины мужчине. Первичная гармония, существовавшая между Адамом и Евой, возвращается, но не упраздняется при этом разность полов. Которая ни в коем случае на подразумевает какой-то ущербности. Господь призывает нас к взаимному доверию и взаимной поддержке, чтобы в внутри Церкви каждый из полов находился в гармонии и исполнял своё предназначение в соответствии с замыслом Божиим. Таким образом, Церковь благословляет равное человеческое достоинство мужчины и женщины, но выступает против революционного стремления установить искусственные нормы сосуществования и мнимого равноправия полов.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











