1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда даже у взрослых людей возникают в голове наивные, так сказать «детские» вопросы. Зачем и почему всё в окружающей природе так разнообразно и непохоже друг на друга? Есть ли для человека в данном положении дел какой-то тайный урок или наставление? Казалось бы, насколько было бы проще, если бы природа несколько подсократила число своих проявлений и вообще подравняла свои формы в сторону наглядной справедливости. Так, чтобы все камни сияли, будто алмаз, все звери были сильны, как лев, а все деревья имели долгое время жизни, как какой-нибудь тургеневский дуб.
Но вокруг нас всё обстоит иначе и наряду с изумрудами существуют в мире обыкновенные булыжники. Соседствуют в животном мире слоны и мыши. А рядом с величественными многовековыми баобабами растут однолетние травы. Мир поражает нас своим многообразием. Понять и объяснить его человеку невозможно. Во всяком случае, так утверждает ветхозаветный пророк Исайя: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Человек, действительно, не в состоянии осмыслить всю полноту замысла Божия о мире. Но это не означает, что мы не можем понять этот замысел в отношении себя самих. Знаменитый православный философ 18-го века Григорий Сковорода прямо говорил о том, что пока каждый из нас не найдет, по его выражению, собственную сродность, он не обретет счастья в жизни. Под сродностью Сковорода понимал не просто манеру одеваться, профессиональную деятельность или семейное положение. Философ обращал свой взгляд глубже и задавался вопросом — как лично я, являющийся уникальным творением Божиим, могу таким же уникальным образом исполнить предназначение Творца?
Задавать такой вопрос значительно проще, чем ответить на него. В сегодняшнем чтении из первого послания к коринфянам мы видим, как апостол Павел рассуждает о собственном жизненном пути. Биография святого могла сложиться принципиально иначе. Он способен был стать авторитетнейшим мыслителем еврейского народа, без каких-то затруднений приобрел бы уважение, почет и достаток среди соплеменников. Но Павел избрал иной путь — путь благовествования. Эта траектория жизни была избрана апостолом по причине удивительной честности перед собой и Богом.
После того, как Павел встретил явившегося ему Христа на дороге в Дамаск, почет, достаток и иные земные блага утратили для него какой-либо смысл. Апостол понял, что его предназначение состоит в проповеди учения Спасителя, постоянном свидетельстве о правоте Евангелия. Получается, ответ на главный жизненный вопрос был получен Павлом при явном участии Христа. Но как быть нам — не святым и не апостолам? Тем, кому не суждено, как кажется, собственным глазами увидеть Спасителя в чудесном явлении. Как нам понять, чего от нас хочет Господь, пославший нас в мир?
Поможет нам всё-таки пример апостола Павла. В сегодняшнем чтении святой задается вопросом — что случится, если он перестанет проповедовать? Он ощутит внутри себя неизбывное горе, возникшее потому, что он пошел против собственной совести. Таким образом, для обретения сродности в этой жизни мы, прежде всего, должны руководствоваться совестью — голосом Божиим, звучащим внутри нас. С ним мы должны соотносить наш выбор, как поступать, что делать, где трудиться.
Если избранное нами дело не противоречит христианской совести, совершать его необходимо так, чтобы не просто зарабатывать на жизнь, но своим отношением как к самому делу, так и к окружающим людям ненавязчиво и в то же время доходчиво проповедовать веру в Евангелие. Чтобы работа стала настоящим служением, которое меняет мир к лучшему и в материальном, и в духовном смысле. При таком отношении жизнь из череды тягостных будней и бессмысленно веселых выходных приобретет уникальные очертания осмысленности и наполнит душу миром и радостью.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.