
Для художника Рембрандта ван Рейна его супруга Саския ван Эйленбург была горячо любимой женой и музой. «Мой златокудрый ангел», — так называл её живописец. Саския смотрит на нас с самых знаменитых полотен Рембрандта: она — то мифическая Флора или Минерва, то библейская Эсфирь, и всегда — прекрасная в своём облике любящая женщина. Впервые художник нарисовал Саскию ван Эйленбург через три дня после их помолвки — 8 июня 1633 года. На гравюре — юная девушка с пышными локонами, выбивающимися из-под соломенной шляпки. В её задорном, лучистом взгляде — любовь и нежность. Рембрандт и Саския прожили вместе всего девять лет. Но это были годы, наполненные любовью, радостью и счастьем.
Они познакомились в Амсетрдаме. Двадцатипятилетний художник приехал в столицу Голландии из родного Лейдена. Слава о живописце быстро разлетелась по городу. Рембрандта называли лучшим портретистом. Ему удавалось не только поразительно передать внешнее сходство, но и заглянуть в душу человека, уловить его настроение. Самые богатые и знатные голландцы спешили заказать у него портреты. Славился художник и своими яркими полотнами на библейские сюжеты.
В столице Рембрандт поселился в доме торговца картинами Хендрика ван Эйленбурга. Однажды к хозяину в гости приехала кузина. Узнав, что у её двоюродного брата квартирует сам Рембрандт, девушка загорелась желанием познакомиться с мастером, о котором говорит весь Амстердам.
Когда Рембрандта и Саскию представили друг другу, художнику показалось, что он смотрит на солнце. Сияли и золотые волосы девушки, и её добрая, приветливая улыбка на белом, чуть тронутом румянцем, лице. Серебристый смех гостьи прозвучал для Рембрандта самой прекрасной в мире музыкой. Живописец полюбил девушку с первого взгляда.
Глубокое чувство к Рембрандту зародилось и у Саскии. Молодые люди стали часто видеться. Вместе они прогуливались по Амстердаму. И чем больше разговаривали, тем больше понимали, как много у них общего. Оба любили искусство, историю, оба были мечтателями. А главное — любили друг друга. Вскоре Рембрандт попросил у родных Саскии её руки.
Венчание Рембрандта ван Рейна и Саскии ван Эйленбург состоялась в июне 1634 года. Это была скромная церемония для самых близких. Началась семейная жизнь. Счастливый Рембрандт с восторгом наблюдал, как его молодая жена хлопочет по дому или задумчиво сидит у окна с рукоделием. Он часто рисовал Саскию такой, какой она была в быту — в простом домашнем чепце или с растрёпанными волосами. Есть у Рембрандта и трогательная в своей простоте гравюра, на которой они с женой изображены вдвоём. При взгляде на неё, сразу становится понятно, что перед нами — семья, крепкая и счастливая, в которой царит понимание, единодушие и любовь.
В сентябре 1640 года Саския подарила Рембрандту сына Титуса. А спустя несколько месяцев жена и муза великого художника скончалась от туберкулёза. В 1642-м Рембрандт напишет картину на библейский сюжет — «Прощание Давида с Ионафаном» — и посвятит эту картину своей любимой супруге.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер