
Апостол Павел
1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел довольно много и подробно говорит о супружеских отношениях и даже, как кажется, дает некоторые советы тем, кто ещё не определился с выбором жизненного пути. При этом тема брака для большинства оказывается такой важной и животрепещущей, что, прослушав чтение, мы совершенно забываем о словах, которые звучат в самом начале отрывка и задают тон всему, что мы слышим дальше.
Итак, прежде чем обратиться к отношениям мужей и жен, апостол Павел говорит: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые Божии».
Может показаться, что этот призыв не имеет прямого отношения к теме брака, но это, конечно, не так.
Когда люди говорят о богообщении и прославлении Бога, они обычно подразумевают молитву и размышления о божественном. Материя и всё телесное воспринимается как недостойное Бога, нечто приземленное, что мы скорее терпим, а не ценим и любим. Но по-христиански ли это? Для того ли Бог творил тело, чтобы мы относились к нему таким образом? Очевидно, нет. Это эллинское отношение к материи, которое незаметным образом вошло и в наше сознание. Понимая опасность неправильного отношения к телу и вследствие этого к браку, апостол своим призывом явно свидетельствует: славить Бога можно не только через душу, но и через тело, потому что человек сотворен как целостное существо.
Уже следующая фраза апостола может вызвать смущение. Если известно его хорошее отношение к браку, как он может говорить, что мужчине лучше не касаться женщины? Одним из самых простых объяснений может быть следующее: если женщина и мужчина не родственники и не супруги, им лучше не соприкасаться друг с другом. Речь, конечно, не идет о совершенном запрете, к примеру, о запрете врачебной помощи или о чём-то подобном, что связано с профессиональной деятельностью. Апостол говорит: «лучше» подразумевая опасность блуда, который в Библии всегда осуждался. При этом законный брак является способом прославления Бога, потому что является исполнением самой первой заповеди, которую получил человек в раю — «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28).
При этом в качестве важной части брачной жизни апостол Павел упоминает супружеские отношения. Он призывает мужа и жену отдавать друг другу должное. И хотя переводчики XIX века назвали это «должным благорасположением», по всему контексту очевидно, что апостол подразумевает то, что сегодня мы называем супружеским долгом. Только слово «долг» при этом стоит обратить не к другому, а к себе самому. В супружестве человек существует не для себя, а для другого. Муж и жена не властны над своими телами, но вверяют себя друг другу. Это позволяет им войти в общую жизнь, и душевную, и телесную как в служение, в котором они возрастают в любви и взаимном согласии.
«Журнал от 07.11.2025». Алена Рыпова, Ольга Зайцева
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Реалити-сериал «Монастыринг»;
— Лекторий Академии журнала «Фома»;
— Профессии в области медиа — как учиться?
— День рождения Ф.М. Достоевского.
Все выпуски программы Журнал
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема







