
Апостол Павел
1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел довольно много и подробно говорит о супружеских отношениях и даже, как кажется, дает некоторые советы тем, кто ещё не определился с выбором жизненного пути. При этом тема брака для большинства оказывается такой важной и животрепещущей, что, прослушав чтение, мы совершенно забываем о словах, которые звучат в самом начале отрывка и задают тон всему, что мы слышим дальше.
Итак, прежде чем обратиться к отношениям мужей и жен, апостол Павел говорит: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые Божии».
Может показаться, что этот призыв не имеет прямого отношения к теме брака, но это, конечно, не так.
Когда люди говорят о богообщении и прославлении Бога, они обычно подразумевают молитву и размышления о божественном. Материя и всё телесное воспринимается как недостойное Бога, нечто приземленное, что мы скорее терпим, а не ценим и любим. Но по-христиански ли это? Для того ли Бог творил тело, чтобы мы относились к нему таким образом? Очевидно, нет. Это эллинское отношение к материи, которое незаметным образом вошло и в наше сознание. Понимая опасность неправильного отношения к телу и вследствие этого к браку, апостол своим призывом явно свидетельствует: славить Бога можно не только через душу, но и через тело, потому что человек сотворен как целостное существо.
Уже следующая фраза апостола может вызвать смущение. Если известно его хорошее отношение к браку, как он может говорить, что мужчине лучше не касаться женщины? Одним из самых простых объяснений может быть следующее: если женщина и мужчина не родственники и не супруги, им лучше не соприкасаться друг с другом. Речь, конечно, не идет о совершенном запрете, к примеру, о запрете врачебной помощи или о чём-то подобном, что связано с профессиональной деятельностью. Апостол говорит: «лучше» подразумевая опасность блуда, который в Библии всегда осуждался. При этом законный брак является способом прославления Бога, потому что является исполнением самой первой заповеди, которую получил человек в раю — «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28).
При этом в качестве важной части брачной жизни апостол Павел упоминает супружеские отношения. Он призывает мужа и жену отдавать друг другу должное. И хотя переводчики XIX века назвали это «должным благорасположением», по всему контексту очевидно, что апостол подразумевает то, что сегодня мы называем супружеским долгом. Только слово «долг» при этом стоит обратить не к другому, а к себе самому. В супружестве человек существует не для себя, а для другого. Муж и жена не властны над своими телами, но вверяют себя друг другу. Это позволяет им войти в общую жизнь, и душевную, и телесную как в служение, в котором они возрастают в любви и взаимном согласии.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема