
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с призыва не судить своих ближних. Может показаться, что речь идет о злословии, сплетнях или пересудах. На самом деле осуждение — это явление более глубокого порядка. Каждый из нас на протяжении жизни вырабатывает собственную картину мира. У всех нас свои представления о том, как в нем действует Бог, что Он ожидает от нас и от тех людей, которые нас окружают. Осуждение — это попытка втиснуть человека в прокрустово ложе этих представлений. Это может быть и вполне доброжелательная оценка. Одного мы называем плохим, другого хорошим. Но суть в том, что в любом случае мы оставляем последнее слово за собой. Словно не учитываем, что у Бога на этого человека собственные планы и всё может кардинально измениться. Почему так происходит? Да просто нам хочется сделать эту жизнь понятнее, исключить из общения с окружающими всякий фактор риска. Вот эта уверенная, однозначная оценка ближнего, исключающая убеждение, что судьба человеческая, это тайна, скрытая от посторонних глаз, и есть осуждение. Мы словно не оставляем людям никакого шанса, вещаем на них ярлыки, раскладываем по полочкам, словно минералы. Поэтому и напоминает апостол, что о человеке в конечном счете может судить только Бог.
Как же нам избежать подобного осуждения? Апостол дает две важные рекомендации. Для начала нам не мешает почаще вспоминать, что все мы стоит перед судом Всевышнего. Вряд ли у того, кто находится в зале суда в качестве ответчика появится мысль размышлять о судьбе тех, кто оказался вместе с ним на скамье подсудимых. Все его мысли будут о собственной участи. Подобное настроение должно быть и у нас. Все мы ответчики перед Богом и говорить можем только за самих себя.
Не только не судить другого призывает апостол Павел, но и стараться беречь его совесть, не быть причиной того, что он может начать осуждать нас. О чем именно идет речь? Совесть каждого устроена особо. Для кого-то нет ничего смутительного в том, чтобы в воскресный день после службы пойти в кино или театр. Кому-то, напротив, одна мысль о развлечении после Причастия может показаться кощунственной. Кто-то в пост позволяет себе сходить на день рождение к другу и разделить с ним радость. Для другого такой поступок равен предательству веры. Совесть каждого выступает здесь главным советчиком. У каждого своя мера внутренней свободы. Для того, чтобы это продемонстрировать, апостол Павел обращается к самому наглядному примеру — к вопросу о разного рода гастрономических ограничениях. Начинает он с того, что нет пищи нечистой, запрещенной. Все эти установления были актуальны для ветхозаветной традиции, но потеряли обязательную силу для христиан. Запрет возникает в сознании человека. Ровно так обстоит дело и с ограничениями в пище. Именно совесть, личные отношения с Богом, разного рода жизненные обстоятельства определяют его меру. Кому-то она позволяет употреблять молочную и бывает мясную пищу в дни воздержания. Кто-то не может дотронуться даже до подсолнечного масла и будет очень смущен, если увидит рядом с собой церковного человека, который довольно спокойно относится ко всяким гастрономическим ограничениям. Бережное отношение к ближнему как раз и заключается в том, чтобы не ранить его совесть, если он подходит к ритуальному закону со всей строгостью, старается исполнить все до малейшей йоты. Ведь именно то смущение и негодование, которое появится у него в ответ на наши действия, могут подтолкнуть его к греху осуждения.
Будем же внимательны к себе и к тем, кто нас окружает. Какую бы свободу мы не испытывали в своих отношениях с Творцом, постараемся ограничить ее ради милости и снисхождения к своим ближним. Чтобы и к нам Главный Судья нашей жизни, когда предстанем перед Ним для ответа, проявил безграничную милость и снисхождение.
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







