Рим., 114 зач., XIV, 9-18.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с призыва не судить своих ближних. Может показаться, что речь идет о злословии, сплетнях или пересудах. На самом деле осуждение — это явление более глубокого порядка. Каждый из нас на протяжении жизни вырабатывает собственную картину мира. У всех нас свои представления о том, как в нем действует Бог, что Он ожидает от нас и от тех людей, которые нас окружают. Осуждение — это попытка втиснуть человека в прокрустово ложе этих представлений. Это может быть и вполне доброжелательная оценка. Одного мы называем плохим, другого хорошим. Но суть в том, что в любом случае мы оставляем последнее слово за собой. Словно не учитываем, что у Бога на этого человека собственные планы и всё может кардинально измениться. Почему так происходит? Да просто нам хочется сделать эту жизнь понятнее, исключить из общения с окружающими всякий фактор риска. Вот эта уверенная, однозначная оценка ближнего, исключающая убеждение, что судьба человеческая, это тайна, скрытая от посторонних глаз, и есть осуждение. Мы словно не оставляем людям никакого шанса, вещаем на них ярлыки, раскладываем по полочкам, словно минералы. Поэтому и напоминает апостол, что о человеке в конечном счете может судить только Бог.
Как же нам избежать подобного осуждения? Апостол дает две важные рекомендации. Для начала нам не мешает почаще вспоминать, что все мы стоит перед судом Всевышнего. Вряд ли у того, кто находится в зале суда в качестве ответчика появится мысль размышлять о судьбе тех, кто оказался вместе с ним на скамье подсудимых. Все его мысли будут о собственной участи. Подобное настроение должно быть и у нас. Все мы ответчики перед Богом и говорить можем только за самих себя.
Не только не судить другого призывает апостол Павел, но и стараться беречь его совесть, не быть причиной того, что он может начать осуждать нас. О чем именно идет речь? Совесть каждого устроена особо. Для кого-то нет ничего смутительного в том, чтобы в воскресный день после службы пойти в кино или театр. Кому-то, напротив, одна мысль о развлечении после Причастия может показаться кощунственной. Кто-то в пост позволяет себе сходить на день рождение к другу и разделить с ним радость. Для другого такой поступок равен предательству веры. Совесть каждого выступает здесь главным советчиком. У каждого своя мера внутренней свободы. Для того, чтобы это продемонстрировать, апостол Павел обращается к самому наглядному примеру — к вопросу о разного рода гастрономических ограничениях. Начинает он с того, что нет пищи нечистой, запрещенной. Все эти установления были актуальны для ветхозаветной традиции, но потеряли обязательную силу для христиан. Запрет возникает в сознании человека. Ровно так обстоит дело и с ограничениями в пище. Именно совесть, личные отношения с Богом, разного рода жизненные обстоятельства определяют его меру. Кому-то она позволяет употреблять молочную и бывает мясную пищу в дни воздержания. Кто-то не может дотронуться даже до подсолнечного масла и будет очень смущен, если увидит рядом с собой церковного человека, который довольно спокойно относится ко всяким гастрономическим ограничениям. Бережное отношение к ближнему как раз и заключается в том, чтобы не ранить его совесть, если он подходит к ритуальному закону со всей строгостью, старается исполнить все до малейшей йоты. Ведь именно то смущение и негодование, которое появится у него в ответ на наши действия, могут подтолкнуть его к греху осуждения.
Будем же внимательны к себе и к тем, кто нас окружает. Какую бы свободу мы не испытывали в своих отношениях с Творцом, постараемся ограничить ее ради милости и снисхождения к своим ближним. Чтобы и к нам Главный Судья нашей жизни, когда предстанем перед Ним для ответа, проявил безграничную милость и снисхождение.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.