
Фото: Diego González/Unsplash
Запечатлённая в Священном писании летопись израильского народа — это, во многом, история войн с многочисленными соседями. Противостояния племён на Ближнем Востоке не прекращались с древних времён, поэтому каждое государство здесь имело свой свод законов, регламентирующий воинскую повинность. У израильтян таким кодексом были повеления, данные Богом пророку Моисею. Кроме десяти заповедей, Создатель открыл праведному праотцу подробные предписания, как следует выстраивать свою жизнь верующему в Единого Бога. Эти правила, подробно записанные в библейском Пятикнижии, касались всех сфер жизни, в том числе и военной обязанности перед государством.
В книге Второзаконие оговаривался не только порядок мобилизации, но и причины для освобождения граждан от воинской службы. Существовали ли подобные статьи в законодательстве других народов? Чтобы ответить на этот вопрос, современные американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, провели сравнительный анализ Второзакония с историческими документами царства Мари, хеттскими рукописями и законами Хаммурапи. Результаты исследования были опубликованы в 2005 году под заголовком «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Двадцатая глава Второзакония предписывает освобождать от воинской повинности не только мужчину, недавно вступившего в брак, но и юношу, который обручился с невестой. В Священном писании это звучит так: «Того, кто недавно женился, пусть не посылают на войну и не дают ему никакой особой работы; пусть он целый год остаётся дома на радость своей жене». И «кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее». Более того, право на отсрочку имели также те, кто только что построил дом или посадил виноградник — им давали возможность вкусить радость от нового жилища и первых плодов. Подобных послаблений ученым не удалось найти больше ни в одном древнем документе среди найденных археологами. Архив царства Мари, обнаруженный в 1934 году французскими учеными в нескольких километрах от Дамаска, содержал лишь предписание освобождать от воинской службы жрецов.
Хеттские воинские правила из Богазкёйского архива, найденного немцами на севере Турции в 1906 году, во многом оказались схожи с законами вавилонского царя Хаммурапи, которые были начертаны клинописью на стеле, раскопанной французами в 1901 году на территории Персии. И у хеттов и у вавилонян царь жаловал воинам земельные наделы, но если в хеттском царстве солдат мог передать казённую землю другому, делегируя вместе с ней и воинскую повинность, то подчинённым царя Хаммурапи за это грозила смертная казнь. Женившись, военнослужащие в древности ни в одной ближневосточной стране, кроме Израиля, послаблений в службе не получали. Можно вспомнить лишь законное право вавилонского воина вернуть жену, если она за время его отсутствия вышла замуж за другого.
Однако, самым удивительным предписанием закона Моисея оказалось вовсе не освобождение от службы в армии женатых иудеев и счастливых владельцев домов и виноградников. При сопоставлении с документами иных древних ближневосточных государств особо неординарным предстал восьмой стих двадцатой главы Второзакония!
Комментарий эксперта:
Законы царства Мари, государства хеттов и Вавилона при комплектовании войск предполагали такие меры, как перепись населения и физическое принуждение к службе. И это неудивительно — подобные методы и позднее использовались у многих и многих народов. А вот следующие строки, пожалуй, не встретишь больше ни в одном законодательстве — ни древнем, ни современном: «Кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал сердца братьев робкими, как его сердце».
С трусами в армии не церемонились ни в какие времена, суд над паникёрами всегда был коротким и жёстким — распространение малодушных настроений среди бойцов чревато поражением в любой войне. А данный Богом закон Моисея предложил мудрые и милосердные профилактические меры — просто не брать в строй тех, кто не уверен в своей храбрости.
Девятнадцатый и двадцатый века были богатыми на археологические открытия, многие из которых послужили доказательствами правдивости Священного писания. Двадцать первое столетие вывело ученых на новый виток исследований — анализ накопленный информации раскрывает не только достоверность, но и необычайную глубину библейских истин.
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия











