
Жил в давние времена на земле один царь. И захотелось ему однажды узнать, как живут его подданные. Переоделся царь простым странником и отправился в путь. Много интересного увидел он по дороге, но одно ему запомнилось больше всего.
Однажды царь утомился и присел отдохнуть под деревом. Смотрит — а рядом бродячий музыкант сидит. Вдруг этот нищий поднял голову к небу и запел. И настолько эта песня была прекрасна, что царь даже заплакал от умиления. Слушая эту песню, хотелось быть лучше, милосерднее, совершать добрые дела, всем помогать...
Долго не мог забыть царь песню нищего певца и размышлял по дороге: «Почему же ни один мой придворный музыкант не умеет петь такие сладкие песни? Каждому из них я плачу чистым золотом, они беззаботно живут в моём дворце и могут целыми днями распеваться. А нищий музыкант целыми днями бродит по дорогам, зарабатывая себе на пропитание, но именно от его песни растаяло моё сердце. В чём же здесь секрет?»
Вернувшись во дворец, царь позвал своего советника и спросил, в чём же секрет песни нищего?
— Надо собрать придворных музыкантов и спросить их, зачем они поют, — решил царский советник. — Только пусть ответят честно, иначе мы никогда не найдём разгадку.
Царь созвал придворных музыкантов и каждому задал один и тот же вопрос:
— Скажи, зачем ты поёшь?
Один музыкант ответил:
— Мои родители с детства учили меня музыке в надежде, что я стану придворным музыкантом — и вот я пою во дворце вашего величества.
Второй музыкант сказал:
— Я от рождения обладаю красивым, звучным голосом, какого ни у кого нет. Не пропадать же такому сокровищу даром?
Третий музыкант ответил:
— Я пою для того, чтобы услаждать слух вашего величества.
Много было и других ответов, но ни один из них не помогал разгадать секрет пения бродячего музыканта.
— Вели разыскать того нищего и тоже спроси его, зачем он поёт, — подсказал царю советник.
Через несколько дней царские слуги разыскали и привели во дворец бродячего музыканта.
— Скажи, зачем ты поёшь? — спросил его царь.
Нищий удивился такому вопросу и смиренно сказал:
— Не могу же я умереть, не перепев всех песен, данных мне Богом?
— Спой мне, — попросил царь.
— Все свои песни я пою для Бога, — сказал бродячий музыкант. — Но я не против, чтобы их слушали и люди, будь они богаты или бедны.
Понял тогда царь, почему песня бродячего певца так глубоко тронула его душу.
— Так разве ты не для меня тогда пел под деревом?
— Я всегда пою для Бога, — сказал нищий. — Но не возражаю, когда меня слушает кто-то ещё.
(по мотивам персидской сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема