Историю, случившуюся в селе Татищев Погост, местные жители называют чудом. А про её героя говорят с гордостью: «Да, наш батюшка может». Сам же герой – священник сельского храма отец Богдан Вахненко считает, что всё произошедшее – Божия забота о человеке.
Уже несколько месяцев в церквях Ярославской области орудовали воры. Отец Богдан хоть и знал об этом, но к визиту незваных гостей готов не был. А вот те подготовились отлично: выяснили, что прихожан в селе немного, что в храме имеется старинная икона и что священник будет один. На дело охотники за образами пошли с ножом. Отстояли службу, а когда храм опустел, принялись снимать со стены икону. За этим занятием и застал их отец Богдан. Безоружный стоял он перед грабителями, но отступать не собирался:
Богдан Вахненко:
«Я им в таком военном тоне сказал: «Стоять!». Прикрыл собою сразу дверь входную, и в мыслях было то, что я буду стоять до конца, чтобы со мной не случилось, что там дальше не будет, я их не выпущу».
А дальше было то, чему удивлялись даже видавшие виды полицейские. Иного оружия, кроме слова Божьего у отца Богдана не было. И он начал проповедь. Воры легко могли сбежать, но не сделали этого. Стояли, слушали, а потом, упав на колени, стали каяться. Отец Богдан вспоминает, как он достучался до сердец грабителей:
Богдан Вахненко:
Ну, это так получилось, как такая проповедь, о том, что плохо таким заниматься. Я говорю: «Ну, вы же мужики, да?» Они говорят: «Ну да». Я говорю: «Раз вы мужики, а мужик он же за свое слово, за дело, за поступок он должен отвечать».
Пока отец Богдан взывал к разуму разбойников в храм вошёл друг настоятеля. Увидев трагикомическую картину, он позвонил в полицию. И речь священника продолжалась ещё 20 минут, пока не прибыл наряд:
Богдан Вахненко:
«Я успел за это время так повелительно-смело рассказать, объяснить им, что негоже совершать такие поступки, о том, что лучше понести наказание от человеческого суда или от человеческого правосудия, чем понести наказание от суда Божия».
Когда преступников в наручниках увели из храма, отец Богдан признался, что в последние минуты ему было не по себе. Хоть воры и внимали проповеди, но в любой момент могли пустить в ход нож. Чудо, что они этого не сделали, считает священник и тут же находит объяснение этому чуду:
Богдан Вахненко:
«А ещё при помощи Божией и благодаря смелому поступку отца Богдана преступники смогут избежать реальных сроков наказания. Тот факт, что они решили не совершать задуманное, станет теперь смягчающим обстоятельством».
А отец Богдан Вахненко вместе со своими прихожанами радуется, что удалось отстоять святыни храма. Кстати, это стремление защищать своё, родное, у священника в крови. Его прадед был унтер-офицером, Георгиевским кавалером, а дед – Героем Советского Союза. Видимо, крепость духа передаётся по наследству. Она-то и помогла отцу Богдану отстоять храм.
В программе использованы материалы интернет-версии газеты «Комсомольская правда» города Санкт-Петербурга и «Пятого канала».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.