
«Великий Бог через чудесные знамения явил мне Свою силу, и я теперь намерен посвятить Ему мою жизнь». Эти слова императора Константина из речи в римском Сенате после победы над тираном Максентием в 312-м году обсуждал не только Вечный Город, но вся страна. Ведь почитателей Великого Бога в Империи было немного — менее десятой части населения. А вот гонения на Его последователей-христиан при предыдущих императорах хорошо помнили все.
Но Константину доверяли — ведь он только что освободил столицу от узурпатора, победив со своей небольшой армией вдвое превосходящие силы противника. Причем, сделал он это вопреки предсказаниям языческих гадателей, прочивших ему поражение. Было о чем задуматься и обывателям и профессиональным политикам. И можно сказать, что эта победа — первое большое миссионерское деяние нового — христианского —императора.
После смерти соправителя Галерия, люто ненавидевшего христианство, император Константин заключил союз с Лицинием, повелевавшим частью восточных территорий Римской империи, выдав за него замуж свою сестру Констанцию. В брачном договоре имелось особое условие — обеспечение беспрепятственного служения христианскому Богу во всех подчиненных союзникам землях. На этом основании в 313 году были составлены соответствующие документы, получившие название Миланского эдикта. Эдикт можно считать колоссальным миссионерским прорывом, изменившим всю религиозную политику Рима последних столетий.
Через 11 лет в 324 году святой Константин, будучи уже единоличным правителем Римской империи, издал своего рода манифест, провозгласивший христианство истинной религией, которую исповедует император, его семья, приближенные к трону. Таким образом, Истина Христова становилась государственным вероисповеданием. Все это сопровождалось изданием законов, дающим привилегии Церкви.
К 20-летию своего правления император задумал ряд миссионерских мероприятий, которые должны были продемонстрировать миру величие Церкви Христовой и значимость христианства. Важнейшие из них — Первый Вселенский собор 325-го года и возрождение провинции Палестина как Святой Земли. Собор епископов, разрешивший разгоревшиеся в то время споры о равенстве Лиц Святой Троицы, подчеркнул единство Церкви, показал миру великих исповедников Христа и совершенно новое Богословие, принципиально отличное от языческих учений.
Император принимал живейшее участие в заседаниях собора. А новое открытие Святой Земли Константин доверил своей матери, Августе Елене, которая, проведя огромную археологическую работу, обрела Крест Господень и многие другие священные реликвии. Она же разыскала места, связанные с евангельскими событиями и воздвигла там христианские храмы. Эти замечательные сооружений почти три столетия благовествовали о Христе.
Незадолго до кончины император принял Святое Крещение, и его переход в мир иной стал настоящим рождением в вечную жизнь и встречей с Тем Великим Богом, Которому святой Константин сознательно посвятил свою жизнь, проповедуя о Нем огромному римскому миру словом и делом.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема