
Фото: MJ Tangonan/Unsplash
Собственная независимая Православная Церковь появилась на территории Соединенных штатов Америки в 1970 году. Ее фактическим основателем стал представитель русской эмиграции священник Александр Шмеман. Отец Александр выступил инициатором переговоров с руководством Русской Церкви, в состав которой тогда входили американские православные приходы. Благодаря его позиции православные христиане Северной Америки получили от Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого благословение объединиться в самостоятельную Американскую Православную Церковь.
С момента своего возникновения Православная церковь в Америке поставила своей целью проповедовать Православное христианство всем жителям США и прочих стран североамериканского континента вне зависимости от их национальной принадлежности. Особое внимание было уделено малым народам Америки — индейцам и прочим коренным национальностям. В каком-то смысле это было данью истории. Ведь именно индейцы, алеуты и эскимосы стали первыми народностями Североамериканского континента, принявшими православное крещение от рук русских миссионеров.
Большим подспорьем в деле проповеди среди малых народов стало для Американской Церкви появление так называемых «индейских» икон. Почему индейских? Потому что на них Господь Иисус Христос, Богородица Мария и прочие святые изображены как представители индейской народности, носящие традиционные индейские костюмы и головные уборы. Среди индейских икон можно найти изображение события Преображения Христова, Его воскресения из мертвых, икону Богородицы Знамение и другие. Например, на иконе Преображения в индейском облике написан не только Христос, но и пророки Моисей и Илия, одетые в яркие индейские накидки и имеющие на головах пышные головные уборы из перьев.
Первые индейские иконы были написаны в середине 70-х годов. Их создателем стал католический священник Джон Джулиани, который до получения сана был профессиональным художником. Став священником, он решил написать для индейцев-христиан иконы, в основу которых положил традиционные византийские сюжеты. В то же время католический священник задумал придать Христу, Богородице и иным святым свойственный индейцам внешний облик. Успех индейских икон был велик. Через пару лет заказчиками Джулиани были не только католические храмы, но и православные приходы.
Индейцам-христианам очень понравилась идея художника. Они с удовольствием стали помещать необычные иконы у себя дома. Индейские иконные образы появились в тех православных храмах Америки, где значительную часть прихожан составляют индейцы.
Православные индейцы ясно понимают, что, конечно же, Господь Иисус Христос не был индейцем, а по человечеству Своему принадлежал к еврейскому народу, но с другой стороны видеть Христа, изображенного как индейца, для них очень приятно. Это также подчеркивает, что Православное христианство преодолевает межнациональные границы и любой человек может прийти к Богу — вне зависимости, к какой расе или национальности он принадлежит.
Обидеть и не забыть. Алёна Боголюбова
Однажды на проповеди священник рассказал пронзительную историю, которая меня очень тронула.
Один пожилой монах, готовясь к переходу в вечность, молился, чтобы Господь открыл ему грехи, о которых он забыл. И пошел как-то вечером к колодцу за водой. А устройство поднятия воды там было мудрёное, крутилось на велосипедном колесе со спицами. И вдруг одна из спиц срывается и втыкается старцу в глаз, остановившись буквально в миллиметре от зрачка.
И вспомнил монах, как в детстве забавлялся с котенком и тыкал ему в глаз спицей. Так, попугать. А Господь показал, что грех это был. Нельзя животных обижать.
Я вышла из храма и потом еще долго оставалась под впечатлением. Монах ведь, казалось бы, не причинил котенку вреда, так по-детски играл с ним. Но жестоко играл, пугал. И забыл.
Так же и с людьми, бывает, пошутим, разыграем, что-то скажем, не задумываясь. А это ранит. Не тело, душу другого человека. И самое страшное, что мы это забываем.
Есть такой афоризм: «Всем, кого обидел, всё прощаю». А ведь не смешно. Как внимательно нужно относиться к чувствам других людей. Как важно не уходить из общения, не зная, какой след в душе ближнего ты оставил.
Мне кажется, жить, не раня других, можно только, прося у Бога научиться любви. Изначально любовь должна быть в сердце, а не жестокость и не равнодушие! И дай, Господи мне, как тому монаху, вспомнить все плохое, что я совершила. И покаяться.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Немного о себе. Алёна Боголюбова
Когда пишу какие-то рассказы из жизни, замечаю, что при редактировании приходится удалять из текста очень много слов. Почти одинаковых слов. Знаете, каких? Перечислю: «Я, мне, меня».
Они, порой, по два три в одном предложении попадаются. И я задумалась, что же это за напасть такая? Ни одно другое слово не повторяется так часто!
Стала обсуждать это со знакомыми. И коллега истолковала ситуацию следующим образом: «Это — нормально! Человек воспринимает мир относительно себя. И транслирует себя в мир. Это — так называемый, здоровый эгоизм».
Я в чем-то с ней согласилась. Действительно, когда мы видим, например, что человеку больно, мы можем это понять, только вспомнив собственную боль. Представление о тех или иных явлениях — плод нашего личного опыта.
Но хорошо, когда все это помогает нам понять ближнего, а не просто транслировать себя миру. И ещё важно понимать, что и другие так же осознают мир лишь через собственный опыт. И он у нас может быть очень разным. Предположу, что одно и то же явление мы можем осознавать по-разному, наполнять разными смыслами. Отсюда — сложность в коммуникации. Иногда она доходит до конфликтов и даже тупиков в отношениях, особенно, когда и слышать друг друга не умеем.
Но христианам доступно не только то, что естественно, но и сверхъестественное. Где Господь хочет, нарушается естества чин.
Для христианина, на мой взгляд, в центре системы координат — Христос, а не собственное «Я». Тогда появляется возможность видишь окружающих. И видеть в них Христа. А чем ближе мы к Богу, тем ближе становимся друг ко другу.
Глядя на Господа, на абсолютную любовь, и сами учимся любить, согреваемся, умягчаемся.
Кстати, сколько раз в рассказе о себе у меня встречается слово «Бог»? Тоже важный вопрос, о котором стоит подумать!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Не раскачивай лодку. Алёна Боголюбова
Когда я училась на первом курсе, стала свидетелем спора студентов журфака с заведующим кафедрой телевидения и радиовещания. Группа молодых журналистов, которые прошли практику в редакциях телеканалов, с ревностью на перебой делилась своими достижениями, где и как им удалось обличить политиков, сформировать общественное мнение против действий властей.
Опытный пожилой преподаватель устало улыбнулся и спросил: «а зачем вы раскачиваете лодку?» Ох! Возмущению юных акул пера не было предела!
Они восприняли позицию завкафедрой как слабость и чуть ли не трусость.
Спустя много лет эта фраза, «зачем раскачивать лодку?», всплыла в моей памяти, но совершенно в ином контексте. Я сама её произнесла, когда почувствовала, что возмущаюсь событиями в своей жизни, в своём локальном мире. И от того, что негодую, делюсь этими сильными негативными эмоциями с другими людьми, осуждаю оппонентов, я не просто лишаюсь мира в душе, но и теряю равновесие.
Тогда я осознала ещё одно выражение: «не надо бросаться в крайности». Крайняя позиция реально опасна тем, что лодка кренится. Качается лодка моей души, переваливаясь с одного края на другой. И того гляди перевернется.
Золотой путь где-то посередине, по центру. Слышала, как священник на проповеди назвал такой путь Царским. Возможно, потому что стабильность и покой там, где Царь небесный? А ещё с Богом — мир и любовь!
Восстановить баланс помогает молитва. Мысленно хватаюсь за хитон Спасителя и выравниваюсь.
С тех пор я обозначила себе границы: если замечаю, что хочу рьяно что-либо доказать, если жажду радикальных действий, если использую резкие, ярко эмоционально окрашенные слова, рассуждаю категорично, значит я впала в крайность и потеряла баланс в духовной жизни. Начинаю молиться.
Слава Богу, что я знаю это средство исцеления, что однажды встретила Бога и доверила Ему свой жизненный путь.
И как прав был тот мудрый преподаватель. Не надо раскачивать лодку. Ни в каком смысле.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











