Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В дни Святой Пасхи продолжается чтение книги Деяний апостолов. И сегодня перед нами — рассказ об избрании первых семерых диаконов — служителей — из первохристианской общины. В этом повествовании обращает на себя внимание то, что возникшее недовольство со стороны грекоязычных христиан по отношению к евреям имело, скорее всего, более глубокие корни, чем собственно проблема игнорирования вдов. Увы, но даже став христианином человек всё равно ещё долго будет находиться в зависимости от множества культурных, национальных, семейных шаблонов — невозможно нажать «волшебную кнопку перезагрузки» и одним махом удалить все предустановки, которые на протяжение всей жизни вносились в сознание человека окружающей средой. Тема национальных различий — одна из наиболее острых, поскольку связана с самоидентификацией человека. И нет ничего удивительного в том, что эллинисты видели в игнорировании вдов в первую очередь подтверждение того, что для иудеев, даже ставших христианами, все не-иудеи — люди второго сорта, гои. Возможно, это опасение было небезосновательным — но смотрите, как изящно апостолы разрешают эту конфликтную ситуацию!
Вместо того, чтобы «поставить на вид» эллинистам, что они сеют смуту и вносят разделения в общину, апостолы административным способом разрешают возникшее напряжение. Вдовы оказались без поддержки — значит, надо сделать так, чтобы этой проблемы больше не возникало: пусть вопросом раздаяния милости занимаются специально для этого выделенные люди! Заметим: мы ни слова не слышим, чтобы апостолы, пользуясь своим безусловным авторитетом и влиянием, упрекали хоть эллинистов за их претензии, хоть евреев за их предвзятое отношение и игнорирование — апостолы не опускаются до уровня житейских дрязг, но проблему решают.
Для того, чтобы и нам также эффективно научиться реализовывать принцип непротивления злу силой, прежде всего необходимо приобрести очень важный для христианина навык удержания себя от погружения в само тело конфликта. Только так можно избежать соблазна занять ту или иную сторону. Настоящая любовь — по образу Христовой любви — ровно относится к обеим сторонам, даже если между ними — молнии и громы. И задача — не в выяснении, кто прав, а кто — виноват. Главная задача — снова развернуть враждующих друг ко другу теми сторонами, которые остаются здоровыми и устойчивыми — а не воспалёнными и сверхчувствительными душевными ранами. В конце концов, какая разница, что именно причинило боль — надо дать простор и время, чтобы боль утихла, а рана — затянулась. Соединяя лучшие стороны иудеев и эллинистов благодаря выделению диаконского служения, апостолы «наводят мосты» между противоборствующими сторонами — и, как это покажет дальнейшая история, дальнейшего развития конфликт уже не имел!
Помогай же нам, Господи, научиться у апостолов мудрости и глубокому внутреннему миру — даже когда вокруг этого спокойствия катастрофически не хватает!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.