Деян., 15 зач., V, 21-33.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как известно апостольская проповедь с самого начала сталкивалась с трудностями. В то же время, если мы скажем, что апостольская проповедь с самого начала была встречена с воодушевлением, мы также не погрешим против истины. На первый взгляд эти утверждения друг другу противоречат, но на самом деле все зависит от угла зрения. От того, на что мы в большей степени будем обращать внимание.
В сегодняшнем чтении мы слышим, что проповедь апостолов встречает очень жесткое неприятие в среде старейшин иудейских. Их посадили под стражу, чтобы разобраться, почему они нарушают запрет синедриона и продолжают проповедовать. Однако, ночью они были впущены ангелом, который призвал их продолжать проповедь. Именно поэтому слуга и не находит апостолов в темнице, что приводит старейшин и первосвященников в замешательство. Сегодня нам кажется, что они должны были заподозрить чудо, раз стража и замки оказались на месте, но на самом деле, в не меньшей степени можно было заподозрить воинов, которые охраняли апостолов, в том, что они были подкуплены.
Узнав о том, что апостолы продолжают проповедовать в храме, первосвященники посылают за ними начальника стражи, который приводит их без принуждения, так как боится народного гнева. Судя по всему, народ был явно недоволен поведением, как стражников, так и первосвященников. Это недовольство не сиюминутное, раз люди готовы были взять камни. При этом мы видим, что апостолы настроены спокойно и миролюбиво. Они не пользуются напряжением толпы, которая могла бы защитить их, но беспрекословно идут к тем, кто уже один раз запретил им проповедь. При этом стоит помнить, что они прекрасно понимали с кем имеют дело и на что способны эти люди. И все же они не боятся и уверены в себе. И это не случайно, потому что в первую очередь они уверены в Том, воскресение Кого проповедуют. Он верен в своей любви к Ним и это главное, на что всерьез стоит обращать внимание.
Сегодня мы не можем оказаться в ситуации, в которую попали апостолы, но мы живем в мире, который зачастую скептически, а иногда и враждебно относится к вести и о Христе и Его воскресении. В сегодняшнем чтении Церковь призывает нас не бояться, ведь Он действительно воскрес и пребывает с нами!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (24.11.2025)
Псалом 124. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Душа и тело, наука и религия, церковное и светское, мужчина и женщина, мир материальный и мир духовный — разделение между всеми этими парами, как и вообще разделение, пришло в мир после грехопадения наших прародителей. Конечно, и до грехопадения были душа и тело, мужчина и женщина, а также все иные пары, кроме, конечно же, науки и религии, а также церковного и светского, но между ними не было непроходимой преграды; Адам и Ева не ощущали себя отделёнными друг от друга, и именно поэтому они не стыдились своей наготы. Грехопадение же воздвигло стены. Но эти стены падают тогда, когда человек входит в общение с Богом, в тот момент Бог отрывает человеку глаза, показывает, как мир выглядит на самом деле. Такие прозрения мы в изобилии можем найти в Священном Писании, в частности, в Псалтыри. Есть они и в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 124-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Гора Сион, о которой повествует только что прозвучавший псалом, — это символ ветхозаветного Израиля, символ того, что Бог пребывает с избранным Им народом. У Сиона и находящегося на этой горе Иерусалима очень интересное географическое положение: во-первых, из расположения города на горе вытекает необходимость подниматься в него с какой бы стороны мы к нему ни подошли, а во-вторых, Иерусалим окружён другими горами, и это создаёт в нём особый и неповторимый микроклимат. Расположение Иерусалима псалмопевец использовал для выстраивания аналогии: как Иерусалим окружён и, следовательно, защищён со всех сторон горами, так и народ Божий окружён и защищён Богом.
С помощью этой аналогии псалмопевец соединил две зачастую конфликтующие друг с другом реальности — физическую и духовную. Однако на этом он не остановился и продолжил свою мысль, возвещая приоритет духовной реальности над физической: псалмопевец упомянул нечестивых, которым Бог не даст нанести никакого вреда праведникам.
Мы прекрасно понимаем, что в физической реальности всё бывает иначе: праведник может быть ограблен, он может быть обманут, он может оказаться по навету или ошибке следствия в местах лишения свободы, его могут избить, а могут и убить. Праведник может быть лишён самых необходимых для жизни вещей, а нечестивые в то же самое время будут наслаждаться спокойствием, уверенностью в завтрашнем дне и всяческим благоденствием. Да, такова реальность искажённого грехопадением мира, но псалмопевец смотрит дальше — туда, где грех уже устранён, где Господь восстановил единство, убрав все преграды, и в той реальности — которая, вне всякого сомнения, станет в установленное Богом время всеобщей и неотвратимой! — в той реальности нечестивый не будет способен даже приблизиться к праведнику.
Может показаться, что эти мысли Псалтыри — лишь благочестивая фантазия, лишь мечты о наступлении эпохи божественной справедливости. Однако мы знаем, что это не так, и свидетельство тому — святые, которые жили, видя то же самое, что видел псалмопевец, — то есть преображённый Христовым Воскресением мир, в которым устранены все преграды, в котором Бог пребывает рядом с человеком, даруя ему силу, крепость и всепобеждающую любовь.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послания апостола Павла не могут не заставлять нас задумываться о Церкви Христовой и о нашем в ней месте. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит начало 1-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам. В этом отрывке говорится о Церкви и о том, по каким признакам человек может понять, что он возрастает как христианин.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 В доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
Ни для кого не секрет, что современный человек, как правило, видит Церковь чем-то внешним по отношению к самому себе: есть он, а есть некая внешняя структура, эта структура в ряде случаев может быть полезной, но иногда она может и мешать, впрочем, если есть таковое желание, то можно и вовсе с ней никак не соприкасаться. Такое отношение ставит Церковь на один уровень с каким-нибудь необязательным учреждением, скажем, с магазином фототехники: нет никакой сложности в том, чтобы прожить жизнь и ни разу не побывать в таковом магазине. Более того, абсолютное большинство ныне живущих и когда-либо живших людей никогда не бывали в магазинах, торгующих фотоаппаратами. Так и с Церковью — большинство людей не бывали в храмах, ведь они провели, или же проводят, свою жизнь там, где христианство не является доминирующим вероисповеданием.
Однако апостол Павел с самых первых слов только что прозвучавшего отрывка своего послания предлагает нам смотреть на Церковь совершенно по-другому, апостол ничего не говорит о земной структуре, он упоминает лишь ту часть Церкви, которую мы называем небесной, Павел направляет своё послание не какому-то юридическому лицу, он пишет «Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе». Это не просто красивая и возвышенная фигура речи, это одно из апостольских определений Церкви. Однако, чтобы его увидеть, нам стоит обратиться к комментарию на эти слова апостола Павла, написанному святителем Феофаном Затворником: «Сказать: «Церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе» есть то же, что сказать: истинно христианской Церкви. Ибо это значит то же, что сказать: Церкви, состоявшейся и продолжающей быть по благодати Бога Отца и Господа Иисуса Христа, то есть Церкви, которую усыновил Себе Бог, Отец верующих. Иными словами, Церковью можно назвать лишь то собрание верующих, которое хранит в себе благодать Бога-Отца и Господа Иисуса Христа, земная же структура Павлом упомянута лишь по необходимости, она нужна, но ею Церковь не ограничивается и не определяется.
Здесь не может не возникнуть вполне закономерный вопрос: а как определить, есть ли в том или ином сообществе называющих себя верующими людей благодать Божия? Ответ нам даёт продолжение услышанного нами сегодня отрывка, в котором, во-первых, сказано о возрастании веры и об умножении любви «каждого друг ко другу между всеми вами», а во-вторых, упомянуто терпение «во всех гонениях и скорбях». Из слов апостола Павла мы можем сделать вывод, что Церковь есть Церковь в полном смысле этого слова лишь тогда, когда её чада возрастают в вере, что, в свою очередь, приводит к любви, любовь же дарует стойкость в неизбежно выпадающих на долю верующих испытаниях и скорбях. Конечно, всё это не приходит само по себе лишь в силу формальной принадлежности к Церкви, благодать, как и Царство Небесное, «силою берётся, и употребляющие усилие восхищают её» (см. Мф. 11:12).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







