Собор Парижской Богоматери, прославленный в романе Виктора Гюго, а сейчас еще и в мюзикле, привлекает к себе туристов со всего света. Но о храме туристы знают немного, в пределах того же мюзикла. Ну, один из главных французских соборов, ну, стоит на берегу Сены, ну, знаменит своими витражами и средневековыми химерами.
Но в первую пятницу каждого месяца в 15:00 огромная толпа занимает площадь перед храмом. Из ризницы выходит процессия – рыцари в белых мантиях, дамы в черном и, наконец, хранители выносят для поклонения верующим Терновый венец Спасителя, частицу Креста Господня и Гвоздь от него. Венец проносят по храму и торжественно возлагают на престол…
Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. С VII по X века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.
В начале XIII века император Константинополя заложил венец в банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить не смог. Тогда его кузен король Франции Людовик 9, за благочестие прозванный «Святым», заплатил за Терновый венец Христов 135 тысяч ливров. Это практически половина годового бюджета Франции того времени.
С величайшими предосторожностями венец был переправлен в Париж. Людовик 9 вышел встретить процессию с Терновым Венцом за 40 километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой одежде. А потом вместе с братом сам нес венец в столицу. Это было в августе 1238 года. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня, и один из четырех гвоздей, которыми к кресту была прибита табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Позже шипы из венца, а их было около 70, Людовик раздарил другим христианским государствам.
Во время Французской революции, чтобы тайно вывезти из восставшего Парижа хотя бы часть Венца, терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части. Однако все части благополучно сохранились.
Венец был передан на хранение в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу. Затем венец заключили в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.
В 1806 году Терновый венец и другие святыни, также запаянные в специальные прозрачные капсулы, были размещены в сокровищнице Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.
А в левом приделе Собора - практически напротив алтаря, в нише - икона Владимирской Божией Матери - дар Святейшего Патриарха Алексия II, который служил здесь молебен перед Терновым венцом.
Тогда в Собор было не пробиться — приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков.
И это не случайное совпадение, ведь Терновый венец, возложенный на голову Христа, объединяет сердца христиан всех веков и народов.
Евангелие от Иоанна гласит: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову…
Есть еще одно живое существо, пострадавшее от терновых шипов венца. Существует красивое предание о маленькой птичке: она прилетела на Голгофу и начала выдергивать шипы венца из головы Христа. Вскоре грудь птички покрылась Кровью Спасителя. Когда пришло время и на свет появились птенцы, то оперение на грудках у них тоже было как будто окровавлено. Теперь птицы этого вида называются «красногрудки».
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема