Собор Парижской Богоматери, прославленный в романе Виктора Гюго, а сейчас еще и в мюзикле, привлекает к себе туристов со всего света. Но о храме туристы знают немного, в пределах того же мюзикла. Ну, один из главных французских соборов, ну, стоит на берегу Сены, ну, знаменит своими витражами и средневековыми химерами.
Но в первую пятницу каждого месяца в 15:00 огромная толпа занимает площадь перед храмом. Из ризницы выходит процессия – рыцари в белых мантиях, дамы в черном и, наконец, хранители выносят для поклонения верующим Терновый венец Спасителя, частицу Креста Господня и Гвоздь от него. Венец проносят по храму и торжественно возлагают на престол…
Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. С VII по X века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.
В начале XIII века император Константинополя заложил венец в банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить не смог. Тогда его кузен король Франции Людовик 9, за благочестие прозванный «Святым», заплатил за Терновый венец Христов 135 тысяч ливров. Это практически половина годового бюджета Франции того времени.
С величайшими предосторожностями венец был переправлен в Париж. Людовик 9 вышел встретить процессию с Терновым Венцом за 40 километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой одежде. А потом вместе с братом сам нес венец в столицу. Это было в августе 1238 года. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня, и один из четырех гвоздей, которыми к кресту была прибита табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Позже шипы из венца, а их было около 70, Людовик раздарил другим христианским государствам.
Во время Французской революции, чтобы тайно вывезти из восставшего Парижа хотя бы часть Венца, терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части. Однако все части благополучно сохранились.
Венец был передан на хранение в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу. Затем венец заключили в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.
В 1806 году Терновый венец и другие святыни, также запаянные в специальные прозрачные капсулы, были размещены в сокровищнице Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.
А в левом приделе Собора - практически напротив алтаря, в нише - икона Владимирской Божией Матери - дар Святейшего Патриарха Алексия II, который служил здесь молебен перед Терновым венцом.
Тогда в Собор было не пробиться — приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков.
И это не случайное совпадение, ведь Терновый венец, возложенный на голову Христа, объединяет сердца христиан всех веков и народов.
Евангелие от Иоанна гласит: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову…
Есть еще одно живое существо, пострадавшее от терновых шипов венца. Существует красивое предание о маленькой птичке: она прилетела на Голгофу и начала выдергивать шипы венца из головы Христа. Вскоре грудь птички покрылась Кровью Спасителя. Когда пришло время и на свет появились птенцы, то оперение на грудках у них тоже было как будто окровавлено. Теперь птицы этого вида называются «красногрудки».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.