Сотни полторы километров от Москвы по Горьковскому шоссе, потом поворот налево, в сторону Александрова, еще около полусотни километров – и вот оно, Снегирево.
«Село это растянулось вдоль речки в низине, – писал о Снегиреве в 1961 году певец владимирской земли писатель Владимир Солоухин, сам родом их этих же мест. – Окнами оно смотрит на высокий холм, заросший елями. На макушке холма выглядывает из елей небольшая колоколенка. Издали можно подумать, что деревья вплотную подступают к церкви, но когда подъедешь ближе, оказывается, что вокруг церкви есть просторная поляна и даже запущенный липовый парк… Здесь стояла усадьба князей Салтыковых с прекрасным дворцом, с флигелями, конюшнями и даже с оранжереей».
Современники утверждают, что в оранжереях выращивались даже персики. Но это так, небольшая, хотя и интересная деталь.
Усадьбы давно уже нет. А храм Воздвижения Креста Господня стоит уже двести лет…
Это классический трехчастный храм, он увенчан бельведером, который служит колокольней, что делает храм единственным в своем роде. Своды главного алтаря украшает изображение Тайной вечери, писаной с картины знаменитого Леонардо да Винчи. Изображение написано на золотом фоне и в ясные солнечные дни сияет, производя неизгладимое впечатление. Стенная живопись и роспись сводов выполнена в небесных тонах. Торжественность добавляют золоченые двухъярусные иконостасы с резными царскими вратами.
Существует легенда, что хозяин здешних мест генерал-фельдмаршал Николай Иванович Салтыков, будучи тяжело ранен, дал обет построить храм. И произошло это в праздник Воздвижения Креста Господня. Князь Салтыков – это такая фигура, которой следовало бы посвятить отдельную передачу. Но мы скажем немногое. Из своих 80-ти лет жизни 68 он беззаветно служил Отечеству. Вы не ослышались. Он начал службу рядовым лейб-гвардии Семеновского полка 12-ти лет от роду, хотя еще годом ранее вместе с отцом участвовал в походе русского корпуса на Рейн. Войны, походы и государева служба. Начав рядовым, закончил службу генерал-фельдмаршалом… А в войну 12-го года даже управлял империей во время отъезда Александра I за границу.
После революции от имения остались только воспоминания да старые фотографии. Церковь не закрывалась, но значительно обветшала. Парк зарос, наполовину высохли пруды. От всей усадьбы осталась одна богадельня.
Но… перенесемся на минутку за 70 километров от храма, в город Александров. Там в XVII веке в Александровском Кремле преподобным Лукианом Александровским был основан Свято-Успенский женский епархиальный монастырь. В 1923 году обитель закрыли.
Но в 1991 году в Свято-Успенском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Важным событием в жизни Снегиревского храма, о котором мы и ведем рассказ, стало открытие Крестовоздвиженского подворья в Снегиреве. И в жизни храма начался новый этап.
Отремонтировали бывшую богадельню усадьбы Салтыковых, привели в порядок прилегающую территорию. Иными словами, начали воссоздавать утраченную красоту этого уникального места. Расчистили святой Борисоглебский источник, который издавна называли Глебов колодец, так как освящен он в честь благоверных князей Бориса и Глеба. С древних времен источник этот почитался как целебный, и среди местных жителей сохранялась память о многих совершившихся здесь исцелениях.
Восстановлена усыпальница князей Салтыковых. Храм обнесен каменной оградой. На территории, прилегающей к храму, выстроены жилые и хозяйственные помещения, возведена деревянная часовня в честь святых Жен-мироносиц. По просьбе прихожан и жителей села и на их средства восстановлена часовня на кладбище.
На праздничные богослужения в храме собираются многочисленные паломники, приезжающие издалека в этот благодатный и дивный по красоте уголок России.
Достаточно побыть здесь буквально час, чтобы почувствовать какое-то особое тепло и умиротворение, какое может быть только в том месте, где стоит храм…
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема